МГНОВЕНИЯ времени на… ДОЛГУЮ память
-ДОРОГИЕ зрители и вы, Эмилия, послушайте задушевное и ручейковое пение юных участниц фольклорного ансамбля «Радовесть» под руководством Светланы Толиповой.
-А СЕЙЧАС для всех участников творческой акции редакции газеты «Пламя труда» и для вас, Эмилия, поют Александр Калядин и Алексей Несонов – клуб авторской песни «Остров», Брянск. Встречайте! – вновь выразительно объявила ведущая.
-СЮРПРИЗ для гостей нашей встречи и для вас, Эмилия: музыкальные композиции и оригинальные костюмы театра моды «Эдельвейс» Дятьковской школы искусств. Его создала Лариса Саиджанова.
И ОНИ все сверкали, радовали, удивляли, воодушевляли, наполняли нас светом и хорошей энергетикой.
ЭМИЛИЯ
… В ТОТ теплый весенний вечер ведущая – журналист районной газеты Надежда Юдина – объявляла выход на импровизированную сцену музея хрусталя других местных талантов: Ксении Мамедовой – победительницы конкурса чтецов в честь юбилея А.Толстого; Алины Гороховой – лауреата Всероссийских, областных конкурсов вокалистов; Натальи Шуваловой (с гитарой) – автора-исполнителя собственных песен, руководителя клуба «Шанс» (г. Фокино).
Дятьковские поэты читали свои стихи, многие выпустили сборники, литгруппе «Хрусталь» уже 87 лет.
Сердечно приветствовали всех участников акции «Без антракта» главный редактор «Пламени труда» Елена Федорова и директор музея хрусталя Светлана Бабаева.
НО что это за акция проходила? Что за встреча? Кто такая Эмилия? Ведь именно к ней были прикованы наши взгляды – стройной, милой, красивой, интеллектуальной… Мы ловили каждое её слово. Задавали вопросы. К концу вечера поняли: как будто пролистали страницы интересной книги. И пусть до конца её не прочли (попробуй познать человека за два часа!), но «чтение» захватило. Хотите продолжения – ищите о ней информацию в интернете, узнавайте что-то новое, свежее, яркое.
ЭМИЛИЯ Деменцова — «гвоздь» программы, коллективно созданной редакцией «Пламени труда» (встреча с ней и есть акция газеты), музеем хрусталя и школой искусств (Дятьково). Живет в Москве. Театральный и кинокритик. Эссеист, киноредактор и прозаик. За более чем сорокалетнее существование музея такой гость тут впервые.
ЧИТАТЕЛИ спросят: «Какими ветрами? В наши-то края?» Пути творческих личностей часто пересекаются внезапно. Два года назад журналисты познакомились с Эмилией в Овстуге. Тогда эта молодая девушка отличилась в международном литературном Тютчевском конкурсе «Мыслящий тростник». А победу принесло философское эссе «Дело времени».
НАСЫЩЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
В СВОЕМ эссе она рассуждает:
«Память и Время разнонаправлены. Память – оставшееся позади. Время мчится словно по приказу «вперед».
«Время и Память взаимообогащают друг друга: Время насыщает Память, Память предупреждает Время».
«Во Времени мы проживаем каждое мгновение лишь однажды, наедине с Памятью вольны проживать его сколь угодно раз. Пока наше Время не истечет».
ПАМЯТЬ её еще так молода, зато сколько событий уже вместила, потому что Время насыщает: то впечатлениями о новом спектакле, то встречами с известными актерами и режиссерами, чтением лекций по истории театра, заграничными путешествиями (в т.ч., по ее признаю, и «внутрь себя»), общением с талантливыми людьми. Например, в нашей глубинке. Сказала:
-Приветствую вас, как близких друзей. Такое ощущение, что мы давно не встречались, и вот, наконец, увиделись. Хочу, чтоб всё прошло неформально. Отвечу на любые ваши вопросы. Поговорим об искусстве, поэзии, просто о жизни. Сегодня — я знаю! – у вас был субботник. Надеюсь, что вы хорошо и с пользой здесь отдохнете.
«МЕНЯ – ЗА ЖИВОЕ».
ВРЕМЯ унесло трагическое событие в прошлое – пожар в Кемерово, а Память долго еще будет хранить горечь о его жертвах. Эмилия сочинила стихи, в них строки:
Они – заживо.
Меня – за живое.
Заживет…
Не в первый раз.
Тебя спрашиваю:
«Сколько еще боли, пепла, стонов, соли из глаз?»
Это – о беде в мирное время. А война? Она писала пронзительно и серьезно о фильме А. Котта «Брестская крепость», рецензию на спектакль «Сталинград», киноленту «Дорога на Берлин» по повести Э. Казакевича. И читателя задевало «за живое».
А вообще Эмилия автор более 400 публикаций о кино и театре – в российских и зарубежных изданиях.
ЧУТКАЯ душа. Отзывчивая. Ранимая. Душа, которая «слышит» и «видит». Как она формируется? Для Эмилии в детстве и юности было очень важно общение с… бабушкой – Майей Яковлевной Яковлевой, выпускницей факультета журналистики МГУ, редактором и сценаристом. «Она — моя любимая героиня в реальной жизни», — призналась. И выразительно прочла её любимые стихи Давида Самойлова.
МИР ДУШИ
У КАЖДОГО он неповторим. Его питают и наполняют картины детства, книги и песни, особенно волнующие душу, увлечения коллекционированием или любимыми занятиями, встречи с людьми, проложившими добрый след внутрь тебя… У нашей гостьи столько художественно отточенных граней, в которых отражаются любимые мастера кисти и литературные герои: ей нравится лермонтовский противоречивый Григорий Печорин и яркие полотна Карла Брюллова, Эмилию Деменцову привлекают образы женщин древней истории. Её, прикоснувшуюся в свое время к биографиям таких эпохальных личностей, как Микеланджело и Александр Грибоедов, навсегда покорили их дела, поступки и судьба. В мужчине она ценит талант, а в женщине порядочность. Ценит такую человеческую добродетель, как благожелательность.
«Что такое для вас наивысшее счастье?» — спросили у Эмилии. Ответила: «Когда чемодан собран для путешествия… Когда не нужно волноваться за родных и близких».
-Какие ошибки считаете достойными наибольшего снисхождения?
-Творческие.
… В ТОТ ВЕЧЕР
ЧЕМ дольше длилась встреча, тем возрастал интерес к столичной гостье. Спрашивали о классическом репертуаре в театре и современном эпатаже на сцене, о кинофестивалях, режиссерах.
-Если эпатаж задуман ради самого эпатажа, подобное явление не живет долго, — сказала Э. Деменцова. – Зрителя трудно обмануть, он не любит, чтоб с ним заигрывали. А когда это уместно, талантливо и не эффекта ради, — такое приемлемо.
НЕОБЫЧНО познакомилась Эмилия с мировой знаменитостью – народным артистом РФ, лауреатом госпремий Юрием Любимовым. Она написала статью на один спектакль. Нет, не о его постановке. А он все равно заинтересовался.
-Впервые увидела знаменитого режиссера, этого великого Мастера отечественной культуры, по телевидению. Моя бабушка мне, тогда пятилетней девочке, рассказала о нём.
…Прошло 20 лет. После той статьи ей неожиданно позвонила… жена Юрия Петровича: «Он желает побеседовать с автором рецензии». Побеседовали! Чуть позже Эмилия напишет о нём: «Любимову было интересно всё, никогда не выпадал из контекста времени, следил за всем. И хотя давно был классиком, не переставал оставаться современником».
В ТОТ вечер звучала музыка, стихи, аплодисменты, были подарки и сюрпризы. Эмилия Деменцова поздравила с недавним юбилеем (80-летием) Олега Федоровича Семерина, Заслуженного работника культуры РФ, который долгие годы руководил газетой «Пламя труда», автора нескольких сборников очерков о земляках.
… И СНОВА – о Времени. И опять – о Памяти. Время пребывания московской гостьи в нашем городе уже перетекло в… прошлое. А Память, отточив впечатления о её поездке в провинциальный Дятьково, выплеснула путевые заметки, которые, своеобразно написанные, оригинально изложенные, вы скоро прочтете на страницах районки.
Татьяна БОГДАНОВА
Все снимки смотрите Вконтакте и Одноклассниках