Фотоснимки, как добрая память
Из 27 лет, отданных им районной газете «Пламя труда», более половины я работала вместе с Валерием Михайловичем Колдуновым. Он был фотокорреспондентом в нашей редакции. Ездили с ним, выполняя задания, по всему району. Раньше работали промышленные предприятия, поэтому всё, что называется, потрогали своими руками, увидели своими глазами: и на цементном в Фокино, на чугунолитейном в Любохне, на стекольных заводах в Стари, Ивоте, Бытоши; на весенней посевной или во время осенней жатвы на совхозных полях или лугах…
Нам, пишущим, было чуть легче: поговорил с героем будущей публикации и пиши себе, твори. А вот фотокорреспонденту нужно было зачастую в неимоверных условиях пыльного или темного цеха-гиганта, на минутку отвлекая рабочего от дела, сделать хороший, качественный снимок, который одобрил бы ответственный секретарь Г.В.Вороненков и поставил в номер.
Наш фотокор умудрялся применить всё свое красноречие, чтобы уговорить человека попозировать. Получалось. И до сих пор его фотолетопись, к счастью, сохранилась в редакционных и семейных архивах. Благодаря чему, и оформлена экспозиция фотовыставки в музее.
Каким он был, мой коллега Колдунов? Разным. Первое, что приходит на ум, аккуратист и юморист. На его рабочем столе был исключительный порядок. Сам создал редакционную фототеку, всё было разложено по полочкам и ящичкам по алфавиту. Любо-дорого посмотреть.
Мы, молодые в то время журналисты, учились у него секретам фотографии. Он щедро делился своими соображениями на этот счет. Именно от него я, к примеру, впервые узнавала о таких понятиях, как ракурс, фокусировка, композиция кадра, крупный план. Он постоянно совершенствовал познания в фотожурналистике. Читал техническую литературу. Охотно ездил на курсы. Тщательно и пытливо присматривался к другим коллегам-мастерам, известным в районе и области фотографам Федору Федоровичу Порошину и Леониду Васильевичу Зубенко.
Отмечу, что наш фотокор не просто автоматически нажимал на кнопки аппарата, когда фотографировал героев газетных страниц, но и готовил короткие подписи или зарисовки о тех, кто был запечатлен на снимках. Умел в нескольких предложениях рассказать о человеке, прочувствовать, раскрыть его суть, которая отражалась на портрете или в кадрах фоторепортажа.
А еще Валерий Михайлович Колдунов много читал. Вдумчиво собирал домашнюю библиотеку: не по красивым корешкам для украшения интерьера, а по зову души, по своему читательскому пристрастию и вкусу. Частенько мы обсуждали с ним прочитанное.
Врезался в память эпизод из нашей редакционной жизни. Однажды мы жарко заспорили о герое романа Джека Лондона – Мартине Идене. Меня мучил вопрос: зачем писатель в конце повествования обрек своего героя на гибель? Почему не дал ему возможности стать сильнее смерти, проявив характер в пользу плодотворной жизни? На что мой коллега буквально горячился: «Ну как ты не можешь понять? Мартин Иден своим терпением и жаждой к литературному творчеству добился признания. Но для него главным было понимание людское с самого начала его тернистого пути, а не в момент триумфа. Ему нужна была справедливость».
После обеденного перерыва принес из дому книгу Джека Лондона. Вся в закладках, некоторые места подчёркнуты красным карандашом. И, подняв вверх указательный палец, громко зачитывал мне строки писателя, как бы отвечая на мои вопросы и сомнения. Слушала. Соглашалась. В результате громкой читки – убедил меня своим страстным монологом.
Что касается работы, относился к ней с особым почтением. Можно долго рассказывать, как сложно было раньше готовить фотоснимки в номер. Ведь прежде чем принести их в газету, необходимо было проявить плёнку, обработать фотоснимки в проявителе и закрепителе, промыть, просушить. Фотолабораторию обустроил сам, при мне она уже размещалась в маленькой кладовке его собственной квартиры. И на бельевых верёвках висели “километры” проявленных фотопленок. Большой архив сохранился дома и был передан в музей.
Сын Валерия Михайловича – Александр Колдунов, продолжая династию газетчика, предложил историко-краеведческому музею организовать эту юбилейную фотовыставку к 70-летию отца. Музейщики горячо откликнулись и сами оформили экспозицию. Было торжественное, душевное открытие. Пришли члены семьи Колдуновых – сын, внуки, жена Лидия Михайловна, журналисты, краеведы, школьники. Вспоминали. Благодарили. Узнавали на фотокарточках знакомые лица героев газетных строк. Вновь вспоминали.
Познавательными в плане биографии автора фотоснимков, душевными и эмоциональными были выступления директора музея Александра Андреевича Андрюхина и научного сотрудника Натальи Владимировны Шуповой, бывшего главного редактора “Пламени труда” Олега Федоровича Семерина, нынешнего заместителя главного редактора газеты Татьяны Павловны Артамоновой, председателя клуба “Дятьковский краевед” Владимира Феликсовича Итунина.
«Трое суток шагать. Трое суток не спать – ради нескольких строчек (и снимков!) в газете». Эти слова как нельзя лучше характеризуют В.М.Колдунова, жизнь которого оказалась короткой. Он ушел в мир иной в 52 года. Но черно-белые фотоснимки, как добрая память о его земляках и о нём, еще долго будут хранить импульс его неравнодушного горячего сердца.
Надежда ЮДИНА.
Фото из архива Дятьковского историко-краеведческого музея и фото автора с открытия выставки.