По дороге в Москву
(Дорогие наши читатели. Недавно в городе Дятьково состоялась творческая встреча с театральным критиком, победительницей Международного литературного Тютчевского конкурса «Мыслящий тростник», эссеистом Эмилией ДЕМЕНЦОВОЙ (г.Москва). Проходила эта встреча в рамках акции редакции совместно с Музеем хрусталя и Дятьковской детской школой искусств. Предлагаем Вашему вниманию фрагмент впечатлений нашей гостьи из столицы).
Путевые заметки
ПО ДОРОГЕ В МОСКВУ
Письменный стол на колесах спешил из Брянска в Москву. И мне не терпелось увидеть родных, рассказать о своих открытиях. Не великих, не заслуживающих патента, ничего не способных изменить в жизни попутчиков. Вагонные обрывки фраз обнаруживали, что спутники мои уезжали из дома накануне новой трудовой недели. Они — из дома, я – домой. Но с чувством будто там, на брянском перроне, остались близкие мне люди. Из дома – домой. Рядом чай в подстаканнике (так вкуснее), шпалы-строки, записная книжка, движение за окном, поторапливающее руку. Несколько дней в Дятьково писать было некогда, и вот теперь рука не поспевала за мыслями: лица, имена, приметы, названия, детали, зарисовки, «картинки с выставки» города, чья слава не опережает его.
За истинно народным и добродушным названием Дятьково скрывается, как оказалось, хрустальный город, город партизанской славы, город трудяг и поэтов. Пусть фасады его не блещут, дороги бедовы, мусор стал частью пейзажа, но жива здесь главная достопримечательность здешних мест, та, что не дает городу и округе забыть о себе, впасть в беспамятство. Достопримечательность эта из тех, что встречается реже музеев, храмов и памятников – люди. Не население и не электорат – люди. Написать бы с заглавной, но они не важничают и не относятся к себе всерьез. Теплые, наперекор климату; улыбчивые, вопреки невзгодам; незамутненные как местная (что это я?! Всероссийская) гордость – хрусталь.
Дятьково – натура для фильмов в духе нового неореализма. Актеров брать с собой не надо. Окрестные жители сыграют сами себя, расскажут свои жизни без прикрас и рисовки, да так, что вы заслушаетесь. Здесь живет много пейзажистов – поэтов и художников, но здесь раздолье для портретистов. Не перевелись тут лица, которые интересно читать, глаза, которые не убегают от вас в разговоре, и шепотки тут не в почете – говорят здесь открыто, иной раз с прибауткой, на русском, не подвергшемся коррозии модных иностранных заимствований, языке.
А сколько сцен для картин в духе русской жанровой живописи! Нынешние Федотовы, Маковские, Пукиревы, приезжайте сюда на этюды, с пустыми руками не вернетесь.
… За моей спиной молодая семья стала играть вслух – составлять слова из одного длинного слова. Соседей тоже вовлекли в забаву. Играли бойко и громко. Заглушили мой внутренний монолог, перевели мысль на новые рельсы. Глядя в окно, я тоже решила сыграть сама с собой – стала составлять слова из оставшегося позади «ДЯТЬКОВО». Что скрывается в этом слове? Что запер язык в названии этого места, так запавшего мне в душу? Пусть целое больше суммы своих частей, но что это за части, что составляют город, который кто-то, походя, назовет глубинкой, а кто-то, присмотревшись, разглядит глубину? Насчитала 15 слов и ни одного случайного.
Эмилия ДЕМЕНЦОВА, г.Москва.
(Полностью материал читайте в одном из ближайших номеров «Пламени труда»).