В жизнь — маршрутами успеха
«ПРЕДЫЗЮМНЫМ» женским возрастом деликатно, красиво и образно назвал юбилей Галины Ивановны Пехтеревой директор Дятьковской городской гимназии Виктор Николаевич Мехедов. Эта дата её жизни приходится на новогодние праздники.
ОНА преподает в начальном классе. И вот я на уроке чтения в 1-м «Б». Дети активно работают. Тянут руки. Учитель оживлен, непрерывно в движении, быстром темпе жестикуляции. В поле зрения внимательно держит свыше двадцати школьников – кого вызвать к доске, кого спросить с места? Весь процесс – на едином дыхании. Учитель произносит: «Молодцы, ребята! Вы так много знаете!».
ПОТОМ я попросила Г.И.Пехтереву, курирующую начальное звено, ответить на вопросы.
— Галина Ивановна, почему вы выбрали эту профессию?
— Я рада, что мою детскую игру «в школу» повезло превратить в любимую работу и профессионально заниматься сложной, но удивительно интересной педагогической деятельностью.
— Вспомните впечатления от самых первых своих учеников и самостоятельных уроков. Что волновало, а может даже и пугало тогда?
— Мои первые уроки были в Дятьковской школе № 2. Помню – 34 малыша! Любопытные, но почему-то испуганные глаза. А мне 19 лет. Страшновато – справлюсь ли? Но так интересно с ними – дети доверчивые, открытые, непосредственные. Пожалуй, пугала встреча с родителями – они же старше меня и не совсем удобно было давать им советы.
— В чем трудности в работе? И в чем её удачи?
— Профессия учителя очень непростая, если не одна из самых сложных. Она требует от человека большого терпения. Это огромный труд и ответственность. Ведь школьники такие разные: у каждого свои мысли, взгляды и вкусы, идеи, неповторимый внутренний мир, который нельзя разрушить. Каждого ребенка надо понять и помочь раскрыться, в каждом увидеть лучик добра. Надо выработать индивидуально маршруты успешности. От учителя зависит будущее маленького человека.
— Галина Ивановна, дайте краткую характеристику именно учителю начальных классов.
— Этот такой профессионал, который сочетает в себе спокойную требовательность с хорошим доброжелательным отношением к детям, которые еще слишком малы и требуют тонкого подхода. Что такое для них уроки? Это – необычные открытия! Это – новое и еще неизведанное! Тут нужна большая любовь к детям.
— А если сравнить, когда наше поколение училось в начальных классах, и время нынешнее, современное… В чем разница?
— Мне кажется, что сейчас стало меньше самостоятельности в мышлении, всё чаще прибегают к помощи интернета. Знают правильный ответ на вопрос, но нет желания самостоятельно подумать и сформулировать, проще простого, когда выручают уже готовые ответы. А нужен поиск!
— Сейчас логично перейти к разговору о творчестве в профессии.
— Это прежде всего открытие себя и своих возможностей. Основная цель системы образования – пробудить в человеке Творца. Важно развить в ученике заложенный в нем творческий потенциал. «Заразить» любовью к окружающему миру. Ребенок должен уметь делать самостоятельные открытия, познавать себя и собственные успехи, достижения, понимать свою уникальность как Личности. Многолетний педагогический опыт давно доказал: воспитать творческого ученика может только творческий учитель.
— Значит, ваше кредо – научить детей верить в себя?
— Обязательно. А еще научить трудолюбию, умению преодолевать преграды. Чтобы ребенок поверил в свои силы, прежде всего учитель должен поверить в него. Я стараюсь каждого ребенка принимать таким, каков он есть. Помогаю быть успешным. Говорю им: мы все встречаемся с трудностями, но надо их преодолевать. Не отступать! Идти к цели!
— А чего не должен допускать учитель? Если он вдруг совершил ошибку, легко ли исправить её? Как сделать так, чтобы не было «любимчиков», ведь дети это замечают, они ранимы?
— Иногда в силу перегруженности, бытовых проблем учитель может ошибиться непосредственно по работе. Однако важно свести ошибки до минимума, предупреждать их. И все же есть поступки, которые учителя никогда не должны допускать. Нельзя забывать о силе своего слова и своих действий. Надо всегда осторожно выбирать слова. Действия должны быть профессиональными. Учителю надо строить отношения с детьми на полном доверии, взаимопонимании и уважении. Нельзя делить воспитанников на любимых и нелюбимых. Мне интересна дальнейшая судьба моих учеников: хорошо ли учатся в старших классах, как сдают экзамены, переживаю за поступление в вузы и техникумы, поиски ими потом работы, за их карьеру. А дальше – создали ли семью? Так приятно, когда ребята добиваются успехов, обретают счастье.
— Думаю, что теперь, накопив опыт, вы всё это стали бы советовать молодым начинающим педагогам. А что еще могли бы им пожелать?
— Учить детей мыслить, а не просто запоминать. Учить их добывать знания самостоятельно. Учить – учиться! Я бы пожелала им создавать на уроках – всегда! – обстановку доброжелательности, поддерживать у детей радость познания и позволять раскрываться их способностям.
— А как учились вы сами? По книгам? У старших педагогов? Интуитивно?
— Опыт приходит с годами. Педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы хорошо трудиться на ниве просвещения, нужно в совершенстве владеть педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями, уметь находить общий язык с детьми. Но у кого научиться? Конечно это – книги, коллеги, старшие наставники. Со мной рядом были неравнодушные люди Эмма Федоровна Сорочкина, Александра Васильевна Романова, а сейчас есть Надежда Ивановна Осипова, Лидия Андреевна Брулева, Федор Дмитриевич Тугайбей, Виктор Николаевич Мехедов. Они азартные, самоотверженные в своей любимой работе. Я им очень благодарна, мудрым моим советчикам!
— И последнее, Галина Ивановна: посмотрела я ваш урок. Со стороны может показаться – всё, как по маслу, легко и просто. Ведь методика давно отработана… Но сколько энергии вы на него потратили?! Это — ОДИН урок. А потом второй, третий, четвертый. И так – каждый день, у каждого учителя. Много лет. На пределе эмоций, физических сил. Чем и как восполнять? А дома – семья. Тоже ждет внимания и любви. Вам надо ехать из Дятьково в Ольшаницу к пожилой маме, там хозяйство, огород. Темп нельзя снижать. Как всё совместить?
— Единственный способ успевать всюду – структурировать свой день, выстроить жёсткое расписание. При беспорядочной жизни ни дома, ни на работе не успеешь. Нужно всё делать терпеливо и с любовью. Вообще относиться ко всему спокойнее, по-философски. И. конечно, важно – очень важно! – чтобы родные люди понимали, поддерживали и разделяли трудности педагогической работы. Рядом по жизни шагает моя младшая сестра Маргарита Ивановна Новикова, тоже учитель начальных классов нашей гимназии.
ПОСЛЕСЛОВИЕ: Г.И.Пехтерева, заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, она учитель высшей категории. Есть у нее множество других наград. Благодарностей. Но самая высшая благодарность за 40 лет педагогического труда – от воспитанников и их родителей.
Беседовала Татьяна БОГДАНОВА