Сеченовский Университет испытывает новые препараты для детей
Сеченовский университет создал на Брянщине медицинский предуниверсарий, в котором учатся ребята с разных уголков нашей области, готовящиеся поступать в мединститут.
В Сеченовском Университете испытают новые препараты для детей с системным артритом
Инновационные лекарства помогают прекратить агрессию иммунной системы против собственного организма и предотвратить инвалидность
В России ювенильным артритом болеют 20 тысяч детей. Если заболевание не лечить, оно может разрушить суставы, привести к слепоте и поразить практически все органы. В то же время препаратов, подходящих для терапии самого тяжелого варианта ювенильного артрита – системного, – меньше, чем для лечения остальных. В Сеченовском Университете проведут клинические исследования двух новых генно-инженерных препаратов для борьбы с этим заболеванием. Об этом в преддверии Дня распространения информации о ревматоидном артрите, который отмечают 2 февраля, рассказала директор Клинического института детского здоровья имени Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета, заведующая кафедрой педиатрии и детской ревматологии Первого МГМУ, заведующая ревматологическим отделением Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, главный внештатный детский специалист ревматолог Минздрава России, член-корреспондент РАН Екатерина Алексеева.
– Екатерина Иосифовна, что меняется в лечении ювенильного артрита?
– В целом лечение направлено на то, чтобы прекратить боевые действия иммунной системы против своего собственного организма. Ювенильный артрит – это генетически детерминированное заболевание, то есть у пациентов есть поломки в генах, регулирующих работу иммунной системы. В итоге она распознает клетки организма как врагов.
Болеют дети всех возрастов. Сейчас наблюдаем «омоложение» заболевания. В Сеченовском центре материнства и детства мы все чаще принимаем малышей, которые заболели на первом, втором году жизни. Всего у детей бывает семь вариантов ювенильного артрита. Чаще всего артрит поражает суставы – возникает припухлость, боль, утренняя скованность. Если затронуто большое количество суставов, ребенок может потерять способность двигаться. Есть вариант артрита, который поражает сосудистую оболочку глаза, что может привести к снижению остроты зрения и слепоте.
Когда около 25 лет назад я пришла работать в Клинику детских болезней после окончания лечебного факультета Первого МГМУ, у нас в арсенале были только метотрексат – препарат, который подавляет гиперактивность иммунной системы, – и инъекции кортикостероидных гормонов в суставы. Это было эффективно далеко не всегда. Особенно сложно было бороться с системным артритом – самым тяжелым видом заболевания. Нередко у пациентов развивался вторичный амилоидоз. Это тяжелое осложнение, при котором из-за воспалительной активности патогенный белок-амилоид накапливается в почках, печени, кишечнике, мозге, сердце, постепенно вытесняет нормальные клетки, в результате чего развивается полиорганная недостаточность и человек погибает. Болезнь можно было подавить только очень высокими дозами кортикостероидов, что, в свою очередь, тоже приводило к осложнениям. В том числе к задержке роста – подростку могло быть уже 15-16 лет, а рост у него оставался 105 сантиметров.
В начале 2000-х в ревматологии произошла революция – в России началась эра таргетной терапии. Ученые выявили, можно сказать, виновников происходящего в организме детей и взрослых с ювенильным и ревматоидным артритом. Ими оказались цитокины – провоспалительные белки, которые отвечают за избыточную активность иммунной системы. И против них были синтезированы препараты, которые воздействуют именно на эти белки.
В 2002 году мы в Клинике детских болезней Сеченовского Университета впервые применили инновационный генно-инженерный биологический препарат – инфликсимаб. Это было невероятно. Помню, мама пациента сидела в коридоре и плакала – ее ребенок не мог встать, лежал весь опухший, глаза слезились, на свет он вообще не мог смотреть, так как были поражены и суставы, и глаза. А на следующее утро после введения препарата он смог встать с кровати, и у него не было даже скованности в движениях. Сейчас больные, которых мы лечили первыми генно-инженерными препаратами, уже взрослые. Некоторые из них учатся на педиатрическом факультете Сеченовского Университета.
С тех пор был создан ряд препаратов, которые воздействуют на различные мишени, так как у каждого вида ювенильного артрита свой механизм развития. Клинический институт детского здоровья имени Н. Ф. Филатова и Сеченовский центр материнства и детства участвуют в клинических исследованиях новых препаратов.
Опыт Сеченовского университета, как и других вузов, применяют врачи Дятьковского района