Подвиги  вовеки не померкнут: совместная патриотическая акция районной редакции и городской гимназии

Год Памяти и славы: к 75-летию Великой Победы над фашизмом
10 января 2020

 ГОДОМ Памяти объявил Президент В. Путин 2020-й год в России. И мы решили: пусть уже в январе начнется эта акция —  «Молодежь: помню историю, чту героев». Интересно и важно  знать, как подростки воспринимают события войны, глубину подвигов, насколько прониклись этой темой?

38 анкет редакция передала гимназистам-старшеклассникам, с нетерпением ждали ответы (не имело значения, анонимные или подписанные). Волновались: не хотелось бы читать фразы стандартно-формальные, мы надеялись на самостоятельность мышления и искренние эмоции. И вот что получилось.

 НЕТ ГЕРОЕВ ОТ РОЖДЕНЬЯ

КОГО можно считать героем, патриотом?

ТУТ почти все ребята единодушны: «Это человек, прошедший через невероятные трудности по имя Родины», «Храбрый, сильный, жертвует даже жизнью своей ради Отечества. Он способен сделать невозможное», «В трудный момент не боится боли, смерти», «Несмотря на очень высокий уровень риска, патриот не предаст, дойдет до конца, ценой собственной жизни спасет людей».

Десятиклассник Иван Степанюк пишет: «Для меня герой Отечества – сильный духом человек. Ему все равно, что говорят другие, он молча идет к цели». Никита Антонов дополняет товарища: «Лично я воспринимаю понятие «героизм» широко. Если мне представят человека-героя, буду испытывать благодарность за его стойкость. С гордостью, крепко пожму ему руку». Мария Медведева (11-й класс), написав про «неоценимую роль патриотов в укреплении Отчизны», тем не менее, уходит от пафоса: «Герой – это далеко не всегда идеальный по жизни человек». Савелий Сысоев ответил: «Много сделали защитники Родины в годы Великой Отечественной войны. Мы спокойно, мирно ходим сейчас по земле, пропитанной их кровью. Нельзя забывать тех, кто приносил жертвы ради нас».

ЕСТЬ такие ответы в анкетах: «Они творят жизнь вопреки смерти и разным трудностям, проблемам», «Герои без лишних раздумий совершают подвиги», «Их поступки остаются в памяти людей», «Патриоты готовы постоять не только за себя и свою семью, но и за совершено незнакомых людей», « Умеют побеждать свою боязнь», «Нет героев от рожденья. Они рождаются в боях!».

ЖАЛЬ, но в одном из ответов есть горький вывод: «Не каждый способен на отвагу, самоотречение, в наше время многие думают только о себе и своем благе». Что ж, есть над чем поразмыслить…

Хотя… Елизавета Амелькина из 11-го класса оптимистично верит: «Немало у нас людей, сделавших что-то выдающееся, не ищущих собственную выгоду». А её одноклассник, пожелавший остаться безымянным, написал: «Патриоты вносят весомый вклад в историю страны. Трудятся для государства, укрепляют его авторитет на международной арене и помогают во «внутренних» делах».

ЛЮДИ ДОЛГА И ЧЕСТИ

КАКИЕ герои и каких эпох производят лично на вас наибольшее впечатление?

ПРЕДЛАГАЯ гимназистам этот вопрос, редакция хотела расширить рамки темы, отодвигая время назад от суровых военных 40-х годов. Ведь патриоты периода борьбы с фашистами имели своих кумиров из прошлого, на которых хотели быть похожими, кто-то был и для них ориентиром в жизни. А нынешнее поколение кого ценит?

МНОГИЕ все-таки лаконично описывали заслуги героев Второй мировой  – Павла Камозина, Константина Рокоссовского, Дмитрия Карбышева, Георгия Жукова, Зои Космодемьянской, Алексея Маресьева, Николая Гастелло, Зинаиды Портновой, земляков-героев Александра Головачева, Владимира Рябка…

Маша Филимоничева написала: «Впечатляют подвиги 15-летнего Лёни Голикова: уничтожил около 80 немцев, взрывал боеприпасы врага и погиб в бою». В двух безымянных анкетах такие эмоции: «Только представьте, ведь хватило же сил у Александра Матросова закрыть своим телом вражеский пулемет!»; «Людмила Павличенко, Герой Советского Союза, снайпер, уничтожила 309 гитлеровцев».

НО звучали в анкетах и другие имена иных эпох. Чаще остальных – Петр I: «При нем Россию стали уважать. Влияние его на экономику было инновационным», «Он имел и физическую, и духовную силу. Вывел страну к знаниям», «Его соратники – люди долга и чести».

ТАКЖЕ впечатляют гимназистов (и они ёмко объясняют, почему) деяния Дмитрия Донского («был полон отваги»), Павла Нахимова («разгромил турецкий флот в Синопском сражении»), Александра Суворова («несмотря на болезненное трудное детство, стал великим полководцем»), императора Александра II («нельзя не восхищаться человеком, отменившим крепостное право»)… Ученого Михаила Ломоносова дети тоже героем считают: «Он же «универсальная» личность. Сочетал в себе энциклопедиста, физика, химика…». А о Юрии Гагарине один старшеклассник сказал: «Ничего не боялся!»

ОЧЕНЬ удивили ответы Антона Мартынова и Никиты Паниченко. Сейчас, когда деяния большевиков и их вождей повергаются ниц, жёстко «четвертуются» всеми, кому не лень, вдруг нашлись два парня с иной точкой зрения. Подумала: «Это какая же мощная работа мысли, какой умственный анализ и раздумья над книгами и фактами проделаны, чтобы им прийти к такому мнению…». Никита пишет: «Владимир Ильич Ленин создал совершенно новое для мира государство, хотел улучшить жизнь народа». Антон высказался шире: «Для меня он уже несколько лет кумир и эталон гениального человека. Многие спросят: «И в чем же его героизм?». Отвечу: «Во всём!» И это не пустая фраза. Только героически стойкий человек мог пронести свою идею через множество лишений, преград, угроз, воплотить её в сильное государство, которое сам же и построил».

ЧТО ВОЛНУЕТ ЮНЫХ?

ВАМ интересны книги, фильмы, песни о войне?

ВСЕ ребята к ним неравнодушны (лишь два человека написали –  «скорее нет, чем да»; «не интересны», еще двое вообще не ответили на вопрос). Остальные признаются: «Это помогает глубже понять внутреннее состояние героев, их поступки, ощутить обстановку, атмосферу прошедших лет», «Они развивают в нас дух патриотизма и гордость за героев», «Волнуют фильмы о верности и дружбе», «9-го мая всегда смотрю военное кино и слушаю песни», «Они влияют благотворно, воодушевляют. Вот только жалко погибших…».

НАЗЫВАЮТ любимые фильмы – «Т-34», «Битва за Севастополь», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие», «Сталинград», «Шел четвертый день войны», «Блокада». Перечисляют песни – «Вставай, страна огромная!», «Синий платочек», «Катюша», «Темная ночь», «Последний бой», «Ах, эти тучи в голубом», «Шумел сурово брянский лес». Книги – «Горячий снег» Юрия Бондарева, «В окопах Сталинграда».

ВНОВЬ Антон Мартынов своеобразно ответил: «Я нахожу в героях фильмов и книг, всегда побуждающих к действию, те черты, какие хотел бы привить себе. Мне нравится, когда главное действующее лицо не столько пытается переделать окружающую действительность, не с обстоятельствами борется, сколько ведет схватку прежде всего с… самим собой. И тогда его «Я» меняется в лучшую сторону».

ДЕКАБРЬ 2019-го был скорбным месяцем: 25 лет назад начались бои в Чечне, 40 лет назад – война в Афганистане. На отдельных ребят большое впечатление произвели (смотрели по несколько раз)  кинофильмы «Грозовые ворота», «9 рота». А Владислав Мазуров из 10 «А» впечатлен подвигом корректировщика огня в Сирии Героя России Александра Прохоренко: «Боевики в марте 2017 года засекли и кружили старшего лейтенанта, пытаясь взять в плен. У него закончились боеприпасы, тогда он вызвал авиаудар по своим же координатам». Офицер погиб…

«ТАКАЯ МЫСЛЬ ВОЗНИКАЛА…»

А СЕБЯ могли бы вы представить героем?

САМЫЙ интересный вопрос! Самые неожиданные ответы! Юному человеку предстояло приоткрыть свою внутреннюю сокровенность. В жизни мы часто сравниваем себя с другими: а сумел бы я? был бы я хуже или лучше? велик ли запас, резерв моих сил, возможностей? и вообще – кто я, какой я? Один поэт писал: «Как важно быть! А не казаться…». Мне понравилась искренность гимназистов. Жаль, не все подписали анкеты. Кто, например, вот так честно открылся?

«Нельзя же назвать меня героем из-за того, что помогаю людям? Но вряд ли появится шанс совершить подвиг».

«Да, иногда представлял себя героическим человеком»

«Я – не герой, потому что это тот, кто может пойти против своих страхов, не жалея себя».

«Не знаю, на какие высокие поступки я способна».

«Вопросом задаюсь, но вообразить себя героем никак не могу».

«Даже и мысли-то такой не возникало!»

АНКЕТ, повторяю, 38. Из них 19 старшеклассников пока не могут поставить конкретно себя на место отважного патриота. Самое интересное: 15 «сомневающихся» – это учащиеся 10-го класса, и лишь четверо «неуверенных» – выпускники. Поэтому в 11-м классе, более зрелом, почти все ответы развёрнутые и решительные:

«Конечно, представлял! Многие стали б героями во имя благой цели, я не исключение».

«В раннем детстве хотела стать героем. И сейчас помогала б людям в сложных ситуациях».

«Представлял… Но это лишь мои фантазии».

«Да! Если моя помощь понадобится, – встану и помогу!».

«Я способен на высокий поступок для Родины».

«Подвиг связан с преодолением трудностей. Могу ли я рискнуть своей жизнью? Могу! Помогать другим – долг и ответственность».

Мария Медведева: «Самый важный поступок в жизни  – просто стать порядочным Человеком! И не стремиться к героизму».

Антон Мартынов: «Для меня быть героем, значит, в любую минуту помочь окружающим. Быть бескомпромиссно преданным друзьям, делу. Всякий добрый и честный поступок патриотичен».

Елизавета Амелькина: «В жизни каждого есть место подвигам. И совершают их бескорыстно и неосознанно».

Анастасия Филатова: «Мужество – ценное, но непростое явление в человеческом обществе. При защите женщин, детей, стариков и слабых людей любой из нас способен сделать героический шаг».

ПОСЛЕСЛОВИЕ: названные тут имена детей согласованы с директором гимназии В.Н. Мехедовым. Его и всех учителей старших классов редакция «Пламени труда» благодарит за понимание и сотрудничество. С такой чуткой, думающей молодежью подвиги героев Отчизны вовеки не померкнут!

Татьяна БОГДАНОВА

На снимке автора гимназисты-юнармейцы с «афганцами» Александром ВАСИНЫМ (слева) и Александром ФОМИНЫМ, оба награждены орденами Красной Звезды и медалями «За отвагу».

 

 

 

 

 

Еще по теме:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
28 апреля 2024, 15:32

На Брянщине будут предоставлены субсидии на развитие туристской инфраструктуры

На Брянщине 9 мая стартует конкурсный отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предоставление субсидий на поддержку проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры региона. (далее…)

28 апреля 2024, 12:50

В «Брянсккниге» наградили победителей творческого состязания

Вчера, 27 апреля, в Брянске наградили победителей конкурса эссе «Маленькая страна под названием СЕМЬЯ». Организаторами состязания стали редакция «Брянской учительской газеты» и аппарат уполномоченного по правам ребёнка в Брянской области. Торжественное мероприятие прошло на арт-площадке «Брянсккниги». (далее…)

27 апреля 2024, 17:16

Губернатор рассказал про развитие сферы образования на Брянщине

В своем телеграм-канале Александр Богомаз сообщил, что в  регионе был осуществлен капитальный ремонт 32 зданий школ. Всего за два года капитально отремонтировали 60 зданий. В 2024 году капремонт запланирован в 13 зданиях школ,  в семи из которых ремонт завершат в следующем году. Также в прошлом году были отремонтированы шесть спортивных залов, которые расположены в сельских школах, сообщает РИА Стрела.

27 апреля 2024, 17:03

В Центре «Народное творчество» прошел семинар-практикум в рамках проекта «Лоскутное одеяло Брянской области»

Пресс-служба регионального департамента культуры информирует, что участники привезли свои работы, чтобы получить дальнейшие рекомендации. К 30 июня изделия должны быть полностью готовы. Все участники проекта привезут фрагменты в Брянск, где их соберут в единое полотно размером 7,5 м х 6 м.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in