— Нам силы дает наша верность Отчизне, — так говорили дятьковские ребята на коляде
14 января в некоторых странах, как и в России, отмечается Новый Старый год. По древним традициям накануне этого праздника ряженые водят «козу», заходят во все дома, просят поделиться щедротами – сладостями и съестными запасами. Этот марафон назывался в приграничных районах с Украиной и Белоруссией Брянщины — ходить щедровать. Группы ряженых знали много обрядовых песен, прибауток, заходя в дом, они сеяли зерном – пшеница или рожь, чтобы у хозяев уродил богатый урожай, желали добра и счастья.
Как правило, начинали свой визит со слов: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю, чтоб здоровыми были, много лет жили, был богатый каравай, полон живности сарай …». Точно эти прибаутки уже и не вспомнишь, но всем позволено придумывать свои заклички. Помнятся и такие запевки: «дайте колбасу, батьке понесу, дайте кусок сало…»
Ряженые одевались в тулупы, вывернутые наизнанку, то есть шерстью вверх, на голову надевали шапку с «рогами», лицо прятали в чулок с прорезанными отверстиями для глаз и рта. Женщины, в шалях, цыганский длинных юбках тоже распевали свои пожелания…
За вечер в нашем сельском доме бывало три – четыре, а то и больше групп, и хозяева должны были каждую одарить. В селе был обычай – приветливо встречать щедрующих, если бы кто-то не открыл дверь, того презирали бы всем селом.
Целый вечер шли шедровщики, а утром хозяева выметали насыпанное на пол в доме зерно и кормили кур.
Так было лет 60-70 назад в сельской местности Погарского района.
Эта традиция в измененном виде продолжает жить и у нас, в Дятьковском районе. Только этот процесс называется «коляда».
В этом году в нашем микрорайоне коляду водили дети под Рождество и под Старый Новый год.
Я всегда привечаю ребят, стараюсь с ними обсуждать разные темы, так как присказки они знают небольшие, прошу их исполнять Гимн России.
Конечно, первый куплет и припев дети исполняют, а второй и третий затрудняются даже проговорить. Тогда прошу их найти текст гимна в телефоне и петь, читая текст по телефону.
На вопрос, почему не знают гимн, слышу от детей, что на классных часах учителя включают музыку и слушают только один куплет.
В этом году были такие приветливые девчонки 3-6 классов, мальчики 5-7 классов, что хотелось беседовать с ними дольше. Просила их прочитать школьные стихи, проверяла таблицу умножения, решали примеры. Жаль, что таблицу умножения знают не все дети.
С подростками постарше – 9-й класс — разбирали элементарные темы по физике. Скорость, единицы времени, законы Ньютона. Тут ребятам тоже нужно больше заниматься. И даже по русскому языку разбирали некоторые случаи.
Например, как будет правильно: «Мы живем в городе Дятькове, или в городе Дятьково, в городе Орёл, или в городе Орле, в селе Борщево или в селе Борщеве. Это задания ОГЭ. Кажется, с моей помощью, разобрали тему хорошо.
Ребята мне очень понравились, общаясь с ними, и свои знания закрепляла.
Приглашала приходить и на следующий год.
В детской среде информация передается по «школьному» радио быстро. Поэтому некоторые дети, заходя к нам в дом, спрашивали: «Гимн России нужно петь?», а двое сразу сказали, что уже выучили полностью текст гимна, чем меня очень порадовали.
Расставаясь с ними, решили, что самые лучшие слова в гимне: «Нам силу даёт наша верность Отчизне, Так было, так есть и так будет всегда!»
Верность Отчизне – главное качество патриота России. Наши бойцы на СВО – верны своей Родине, они настоящие патриоты. Ребята читали военные стихи из моей книги и мысленно посылали сигналы на СВО с пожеланием победы над бандеровцами и наемниками всех мастей.
Татьяна АРТАМОНОВА