В Унече, благодаря нацпроекту, отремонтировали сети водоснабжения
Работы реализовали в рамках федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры» ...
Сиреневые сумерки мягко опускались на город, вкрадчиво заполняя собой пространство комнат ее уютной, просторной квартиры. Она всегда любила это время суток — время раздумий, размышлений и воспоминаний… Алла Ивановна Калинина сохранила не только стать и горделивую осанку уверенной в себе женщины; ее цепкий ум, прекрасная память и логика мышления остаются неизменными. Ей 80. Огромные охапки цветов и подарки в честь юбилея — свидетели того, что путь, пройденный ею на этой земле, значим, важен для многих и многих людей, с которыми сводила ее судьба. Один из букетов — от племянника, ныне возглавляющего «Мальцовский портандцемент» Сергея Валерьевича Морозова. Здесь же, на видных местах гостиной, подарки прошлых лет. Только от директоров фокинского цементного завода — девять! Она относится к ним с уважением — ведь это память о тех, с кем довелось работать…Воспоминания вызывают улыбку: жизнь, ты — прекрасна! И сейчас, в минуту душевного покоя Алла Ивановна, как никогда осознает: она была и остается счастливым человеком, и если бы появилась возможность прожить свою жизнь заново — ничего, абсолютно ничего не стала бы в ней менять…
В начале ста дорог
Ноябрь предвоенного 1940-го. В семье Воронцовых родился третий ребенок — и вновь дочь — Алевтина. Именно так официально звучит имя нашей героини. Мать была председателем колхоза в селе Пупково, отец трудился на цементном производстве. Когда на страну обрушилась война, Воронцовы ушли в партизанский отряд. Отец, по инвалидности не попавший на фронт, участвовал в партизанских боях и многочисленных операциях, мать была связисткой. Довелось семье испытать и все тяготы концлагеря — одного из созданных немцами на территории Белоруссии. В 1944 году, после освобождения белорусской земли от фашистов, Воронцовы вернулись в поселок Цементный (ныне г.Фокино): истощенные, потерявшие все, что имели. Глава семейства восстановил часть дома по улице Калинина, постепенно налаживали быт. Много и тяжело работали — из руин восстанавливался цементный завод, его продукция была очень нужна стране. Алевтина, которой тогда было всего четыре, знает о том страшном и трудном времени по рассказам родных.
В воспоминания о детстве врываются школьные годы: звонкие, веселые, с напряженной и кропотливой учебой, в которой Алевтине особенно легко давались точные науки. Шесть классов в параллели, каждый — по 45 человек. Тогда учиться шли все, кому не дала это сделать война: дети с 1937 по 1941 годы рождения. Дружили, делились последним, помогали друг другу в учебе, работали, мечтали о будущем и были счастливы. Впереди — сто дорог, и каждая непременно приведет к успеху!
После окончания седьмого класса Алевтина в компании пятерых одноклассников отправляется поступать в сельскохозяйственный техникум в Кокино, но из всех поступает только она. Перспектива учиться в новом учебном заведении одной, без друзей, пугает еще совсем юную девушку, возвращаться в школу ей тоже уже не с руки. И тогда мама (отец к тому времени погиб на производстве) помогает дочери поступить в вечерний техникум, который готовил специалистов для предприятия. Учились там рабочие цементного завода, мастера, бригадиры — те, кому необходимо было получать профессиональное образование. Пришлось и Алевтине устраиваться на завод. Это в те годы было непросто: рабочие профессии считались престижными, молодежь мечтала пополнить ряды рабочего класса. И вновь помогла мама: обратилась к директору завода — другу отца по партизанскому отряду…
История о золотой десятке
О маме, Феодоре Григорьевне, у Аллы Ивановны особые воспоминания. Сколько тепла, заботы, любви дарила она детям, несмотря на все тяготы своей жизни. Однажды мама поведала историю семьи, рассказала дочери о том, что бабушка ее была родом из дворян, ее потом и при советах называли «барыней», дед был человеком образованным, еще при Шешминцеве 1 работал на цементном заводе десятником. Зарплату получал золотыми десятками, одну из которых бабушка сохранила и отдала своей дочери на память. Десятка эта потом береглась именно для Алевтины — по причине весьма практичной: у девочки был кривой зуб, и золотая монета предназначалась для нового красивого зуба. Ей она и досталась. Долгие годы хранила монету Алла Ивановна. Зуб, конечно, был исправлен иным методом, а золотая десятка стала семейной реликвией.
Будучи уже замужней женщиной Алла Ивановна решила продать монету и приобрести на эти деньги кольцо. Монета продавалась трудно, потребовалось много документов и долгое оформление. Кольцо было шикарным, только вот хозяйку радовало совсем недолго. Потерялось. Сегодня она с горечью вспоминает этот факт: полученное в наследство от предков и использованное не по назначению, кануло — как в наказание. Закономерность? Возможно…
Первая зарплата, любовь и…правило бумеранга
Алла Ивановна вновь возвращается к воспоминаниям о молодости, о начале своего трудового пути. Протянув дочери руку помощи, мать навсегда определила ее профессиональный путь, о чем наша героиня никогда не жалела. Вся ее жизнь связана с цементным заводом. В 1958 году восемнадцатилетняя высокая и стройная девушка пришла работать в цех помола одного из крупнейших и мощных цементных предприятий Советского Союза. Вначале — учеником моториста, через три месяца, после успешной сдачи экзамена — мотористом высоковольтных двигателей в цехе помола. Первая зарплата — 550 рублей! Это было много. Для сравнения: мать в то время на почте зарабатывала 310. Свою первую зарплату Алла отдала матери, на себя ничего не потратила. Не было в этом нужды: мама всегда старалась одеть дочь красиво и добротно.
Параллельно работе Воронцова окончила техникум. Конечно, с красным дипломом и с четким прицелом на высшее образование. Даже вспыхнувшая любовь не сбила ее с намеченного курса. Эдуард Калинин был видным, как тогда говорили, парнем: высоким, харизматичным, успешным. Дружили пять лет, три из которых Алла ждала его из армии. Поступила в Днепропетровский химико-технологический институт, на специальность технология силикатов.
Как затейлива и непредсказуема бывает жизнь! Вспоминается случай — а уж этой истории более 60-ти лет — произошедший во время вступительных экзаменов. Писали сочинение. Алла — отличница, умница — помогла впереди сидящему парню исправить ошибки. 13 штук нашла — «хромал» у парня русский. Но он поступил — в том числе и благодаря этой помощи. Хорошо учился, закончил аспирантуру, заведовал кафедрой в этом вузе. И уже спустя годы учил детей Аллы Ивановны, помогал, контролировал. Обе ее дочери успешно окончили Днепропетровский химико-технологический институт. Правило бумеранга бесспорно: добро всегда возвращается сторицей.
Инженер, технарь и верная соратница
После третьего курса Алла вышла замуж за Эдуарда, став Калининой. С отличием закончила вуз и вернулась на родное предприятие уже профессиональным специалистом, инженером-технологом.
Работала сменным мастером, мастером смены сушильно-трепельного отделения цеха помола, мастером сушильно-трепельного цеха. В 1971 году назначена инженером по техническому надзору ОКС.
Два года отработали Калинины на чужбине, и всё это время мечтали о возвращении на родину — в Фокино, город на Брянщине, всей стране известный своим цементом.
После возвращения на родной завод Алла Ивановна работала мастером, начальником смены, заместителем начальника цеха помола, старшим инженером по новой технике, заместителем начальника технического отдела. Прочили на должность главного инженера завода — в ответ лишь рассмеялась: «ну где вы видели главным инженером цементного производства женщину?». Ее всегда уважали коллеги, соратники по труду. За 40 лет, что отданы цементному заводу, ей довелось работать с девятью директорами. И со всеми находила общий язык, у всех была на хорошем счету.
В 1987 году Калинину назначают заместителем председателя Фокинского горисполкома. Два года она успешно отработала в этой должности, но занявший пост генерального директора цемзавода Виктор Яковлевич Островлянчик через обком партии вернул ее назад. Алла Ивановна — технарь, инженер, человек, практически выросший на заводе — была рада такому повороту событий. Работала начальником отдела труда и зарплаты, начальником бюро подготовки кадров управления предприятия. Островлянчик, жесткий руководитель с крутым характером, называл ее «соратница». Именно при нем Алла Ивановна была заместителем председателя комиссии по приватизации, которая прошла безупречно. И потом еще 11 лет занимала должность секретаря Совета директоров компании. Даже получив право на заслуженный отдых, отработала на «Мальцовском портландцементе» еще девять лет.
Вслед за причудливым узором вышивки
Энергичная, увлекающаяся, привыкшая к действию, Алла Ивановна, и уйдя на покой, продолжает развиваться, ставит себе цели и достигает их. Пять лет назад не стало Эдуарда Сергеевича — супруга, жизнь с которым была наполнена безоблачной и преданной любовью. Он совсем немного не дожил до их золотой свадьбы. Тяжело переживала эту утрату. В утешение — две замечательные дочери. Светлана, которая сегодня занимает пост директора по качеству ОАО “Мальцовский портландцемент” и Инна, которая живет в Днепропетровске. У нашей героини трое внуков и четверо правнуков. Их жизнь, чаяния и достижения — предмет гордости для бабушки, ее радость и отдушина.
Познала Алла Ивановна и восторг творчества: привычный темп трудовых будней заменила рукоделием. И на этом поприще достигла заметных результатов, став лауреатом областной выставки, где традиционно представляют свои работы сотни мастериц со всей области. Вяжет крючком и спицами, вышивает крестиком изящные, ажурные салфетки, изысканные скатерти, картины. Только скатертей в ее творческой копилке — двадцать! У себя не хранит: раздаривает близким, друзьям, знакомым. Закончила грандиозную работу — скатерть длинной в 3,5 метра — для старшей дочери, у которой в столовой — большой обеденный стол. Тепло маминых рук, ее душа, вложенная в каждый сантиметр вышивки, ее мастерство будут согревать всех, кто сядет за тот стол, а дом сделают светлее и гостеприимнее.
В этом теперь ее предназначение — дарить тепло своей души, частицу счастья близким и родным людям. Мысли, вслед за причудливым узором, рождаемым ее умелыми пальцами, вновь и вновь уносят ее в воспоминания о прожитых годах. И сейчас, в очаровании сиреневых сумерек, мягко опускающихся на любимый город, она особенно остро осознает, что была и остается счастливым человеком…
1 Шешминцев Лев Кириллович в 1899 году учредил акционерное общество Мальцовского портландцемента и около деревни Боровка Калужской губернии (ныне г. Фокино Брянской области) построил цементный завод. С 1902 г. он на протяжении 15 лет избирался директором правлений акционерных обществ Мальцовского портландцемента и Мальцовских заводов
Елена Федорова.
Работы реализовали в рамках федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры» ...
Сумма контрактов составила более 5,5 миллиона рублей. Во дворах установили новые скамейки и ...
Сейчас объект обновляют брянские специалисты, практически отстраивая с нуля. Здесь будет 10 ...
В рамках федерального проекта «Производительность труда» (входящего в нацпроект «Эффективная и ...
С 25 по 29 июля участниками соревнований станут более 400 человек: конкурсанты, эксперты и ...
Ремонтный участок – от пересечения улицы Строкина с улицей Горбатова и до второго ...