И все-таки лучший подарок – МУЗЫКА!
Инициатором такого сюрприза для женщин города хрустальщиков и мебельщиков стал наш местный музыкант, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов гитаристов, а ныне студент Брянского колледжа искусств и культуры — Артём Титов. Он нередко радует дятьковцев подобными эстетическими приношениями. В концертах, как и на этот раз, участвуют друзья-музыканты Артёма — студенты Брянского учебного заведения.
…Представьте, на улице межсезонье: уже не зима, но еще не весна, а в зале Дятьковского городского Дома культуры царит предчувствие атмосферы волшебства и радостного настроения. Звучат известные, но волнующие уже более двух веков, строки Федора Тютчева (именно его поэтическими словами и назван концерт):
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..
Творенью пир дает природа…
Гаснет свет и прямо из зала зазвучала удивительно мелодичная флейта… Это Кирилл Акимушкин, извлекая лиричную мелодию «Каватины» Стенли Майерса, медленно проходит на сцену, где уже вместе с ним музицируют гитарист Артем Титов и пианистка Анна Бирюкова. Напевная мелодия этой инструментальной пьесы буквально окутывает нежностью и теплом наши души. Аплодисменты!
А затем – совершенно другая, контрастная музыка: Сюита «Маленький джаз» Джона Дюарта для флейты и гитары. И слушатели уже перестроились на другую волну: невольно «отбивают» ритм и мысленно пританцовывают под импровизацию исполнителей. Здорово!
И вот уже флейтист Кирилл Акимушкин, поздравляя женщин с «дивным временем года, когда цветут первые цветы, а над ними кружатся маленькие-маленькие шмели» предлагает зрителям встречу с новой участницей концерта Анной Абащенковой (баян) и следующим произведением — Римский Корсаков «Полёт шмеля». Это очень впечатляюще: баян и флейта. Градус настроения и позитива у слушателей зашкаливает. (Я вижу, как реагируют дятьковцы, как преображаются их лица). Эта искромётная миниатюра из оперы «Сказка о царе Салтане» своим высоким темпом привносит в общую программу концерта азарт и вдохновение: и исполнителям, и слушателям. И приходится еще и еще раз удивляться, КАК на таком мощном инструменте, как готово-выборный баян с регистрами и шестирядной левой клавиатурой, пальцы музыканта хрупкой девушки Анны Абащенковой успевают выдавать виртуозные нотки-звуки, в которых буквально слышится полёт мохнатого шмеля. Потрясающе! Ну и, конечно же, особый шарм и тончайшая филигранная работа флейтиста Кирилла Акимушкина придает значимость этой поистине интермедии Николая Андреевича Римского-Корсакова. Недаром говорят, что благодаря этому композитору в русской музыке ожила сказка, он будто бы рисовал музыку, в ней столько ярких красок, что мелодии становятся… видимыми, зримыми.
А на сцене уже пьеса Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». Да-да, Артем Титов не только превосходно владеет инструментом (гитара), является менеджером в организации культурного досуга, одаренным ведущим концертов, но он еще и прекрасный чтец, актер. В дуэте с Камиллой Леоненковой (она блистала в этом концерте и в танцевальных экспромтах) молодые артисты представили отрывок из шекспировской комедии. Так правдиво вжились в свои роли, что мы из XIX века очутились в веке XVI-м. И уже становимся свидетелями, как Петруччо (Артем Титов) всячески добивается любви острой на язык Катарины (Камилла Леоненкова). Однако… Героиня сбита с толку хитроумным женихом и не заметила, как публично оказывается обрученной с предприимчивым Петруччо. Зал скандирует: «Браво!» В коротком отрывке ребята показали и страсть, и строптивость, и любовь, и растерянность, и … коварство.
Замечу, что все номера сменялись один за другим очень органично, чередуя музыку, драму, поэзию и вновь музыку.
И уже вновь мы перенеслись в XX-й век, где звучит виртуозное исполнение (баян) концертной фантазии Александра На Юн Кина «Под окном черемуха колышится». С такой неизбывной женской грустью, глубоко лирической и пронзительной темой. Кстати, еще до начала концерта я спросила у Ани, когда в ее жизнь «пришел баян», ведь в стремительном XXI-м веке мы всё чаще слышим аранжировки в «электронно- компьютерной обработке» нежели в первозданном звучании инструмента, тем более баяна. И она ответила, что музыкой стала заниматься с семи лет у педагога Лилии Николаевны Малышевой. Занималась с удовольствием, участвовала в конкурсах и решила поступать в музыкальный колледж. Ее первым педагогом в этом учебном заведении был известный Валерий Григорьевич Сычев, а после его ухода в Вечность, любовь к музыке и духовому инструменту (!) – баяну – талантливой ученице продолжает передавать педагог Николай Александрович Обухов. Результаты налицо, точнее, на слух: Аня великолепно исполняет пьесы, в том числе и своего любимого композитора, нашего современника Виктора Гридина. И его композиция, исполненная молодой одаренной баянисткой, «Ехал казак за Дунай», также вызвала шквал благодарных оваций зрителей. А они, уже затаив дыхание, наслаждаются пассажами гитариста Артема Титова, который исполнил композицию «Ой, да ты калинушка» в обработке Сергея Руднева. И грусть. И лирика. И гармония. Замечательно!
А затем буквально взрыв эмоций, потому что на сцене еще один самородок, гитарист Кирилл Высоцкий. Бессмертная «Шутка» Иоганна Себастьяна Баха врывается в зал своей безупречной техникой игры на электрогитаре и быстрым темпом. Знакомая мелодия сразу же находит отклик, задевает струны души и отзывается восторженными «Браво!». А Кирилл предлагает еще одну композицию, но уже свою авторскую, под названием «Импровизация». И вновь – восторженные возгласы зрительного зала.
Место музыкальному «форте» уступает поэтическое «пиано». Артем Титов читает сокровенные строки Эдуарда Асадова «Пусть меня волшебником назначат». Стихи о женщинах. О неизбывных, вечных желаниях. И автор пытается уловить эти грёзы, обнадёжить:
Эх, девчата! Чтоб во всем удача,
Чтоб была нетленною краса,
Пусть меня волшебником назначат,
И тогда наступят чудеса.
…Я волшебной утвердил бы властью
Царство вёсен, света и стихов,
Чтоб смеялась каждая от счастья
В день от трех и до восьми часов!
…Следующий номер концерта «Либертанго» Астора Пьяццоллы. Сам аргентинский композитор виртуозно исполнял свои произведения на бандонеоне (маленькой гармошке), последователи его творчества аранжируют и импровизируют его «Танго» на самых различных инструментах. Наши брянские артисты тоже предложили свой вариант: гитара, баян, флейта, ударные (новый исполнитель — Вадим Кренделев). И вот уже танцевальные ритмы, яркие интонации, драйв… Очень впечатляюще.
И в заключение, как и подобает весеннему концерту, зазвучала песня, точнее «Весеннее танго» Валерия Миляева. Очень красивый вокал пианистки Анны Бирюковой внес частичку свежести природы, чувств, красоты:
«Приходит время, люди головы теряют, и это время называется ВЕСНА!»
Композицию подхватили все участники концерта и зрители. Затем цветы, слова благодарности и хорошее настроение! А еще мы убедились в том, что музыка – это навсегда, это самый лучший подарок, отзвуки которого и впечатления еще долго будет хранить наша память. Мне так кажется…
Надежда ЮДИНА Фото автора.
ПОСЛЕСЛОВИЕ: Хотелось бы поблагодарить работников Дятьковского городского Дома культуры за прекрасный звук (звукооператор Юрий Акименков) и эффектное световое оформление (художник Андрей Терехов). Для любого концерта это немаловажные детали. А для классической музыки вдвойне важно. Спасибо!
Все снимки на странице газеты в Одноклассниках