СОЗВУЧИЕ  РОДСТВЕННЫХ ДУШ

16 ноября 2020, 16:57 | Культура 56

Беседа с этой музыкальной семьей из города Дятьково состоялась накануне Международного Дня саксофона. Дата праздника (6 ноября) была установлена в день рождения легендарного изобретателя саксофона  Адольфа Сакса. Поэтому вполне уместно было начать ...

Беседа с этой музыкальной семьей из города Дятьково состоялась накануне Международного Дня саксофона. Дата праздника (6 ноября) была установлена в день рождения легендарного изобретателя саксофона  Адольфа Сакса. Поэтому вполне уместно было начать наш разговор с преподавателями школы искусств, супругами Мельник, именно  об этом музыкальном инструменте.

 

Хотя с Николаем Петровичем можно было бы подробно поговорить и о его двух оркестрах, где он является художественным руководителем, и о выступлениях с учениками на Красной площади, о победах на конкурсах в  городах России. А с Викторией Алексеевной побольше вспомнить о ее отце – основателе духового отделения в Дятьковской школе или о секретах воспитания собственных детей в царстве ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА МУЗЫКИ. И разговор с супругами Мельник получился вот таким.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

– Вспомните, когда каждый из вас  познакомился с таким необычным инструментом, как саксофон?

Николай Петрович: – Впервые саксофон увидел у своего преподавателя, хотя учился я в музучилище на кларнете.

Виктория Алексеевна: – А я даже не помню, когда увидела в первый раз саксофон, потому что духовые инструменты всегда присутствовали в моей жизни.  Мой папа – Алексей Михайлович Кизлов  – профессиональный музыкант, духовик,  кларнетист, также играл на саксофоне. Он часто включал мне Фаусто Папетти.

В 1987 году мы приехали с Дальнего Востока и папа стал директором Дятьковской детской музыкальной школы.  Набирал класс, предложил мне: «Дочь, помоги, поддержи отца». И я пошла, мне было уже 12 лет, и так меня “затянуло”. Закончила школу, а затем поступила в музыкальное училище по классу саксофона.

Николай Петрович: – Помню в детстве, в моей семье отец играл на баяне, а дядя мой был военным трубачом, он играл в оркестре и часто ездил на гастроли за рубеж: в Чехословакию, Германию, Польшу. И когда приезжал домой  – брал трубу в руки, помню, он играл произведение Луиджи «Вишневый сад». Очень красивая джаз-пьеса. Я просто влюбился в эту музыку.

И именно мой дядя (вместе с отцом, конечно) привели меня в музыкальную школу и сказали: «Выбирай инструмент». Я сначала взял трубу в руки, что-то у меня не получилось. А кларнет понравился. Так и отучился в музыкальной школе по классу кларнета. И в музыкальном училище также. И армию “прошел на кларнете”. В общем, с десятилетнего возраста я практически не выпускал из рук кларнет. А потом, когда приехал в Дятьково, попробовал саксофон, взял в руки этот инструмент, полюбил его, стал играть и на нем.

– Вы оба учились в Брянске?

Виктория Алексеевна: – Да, в Брянском музыкальном училище. У нас был преподаватель  Геннадий Павлович  Гребенюк – заведующий духовым отделением и руководитель оркестра училища. Замечательный преподаватель, талантливый педагог, очень многое мы почерпнули от него.  В те годы в Брянске был самый сильный духовой оркестр именно нашего музыкального училища. Мы играли на всех парадах, на концертах больших, по области поездили с оркестром. Этот опыт нам очень помог в дальнейшей преподавательской работе.

ПОД ЗВУКИ МЕЛОДИЙ

– Интересно, а как вы познакомились друг с другом?

Николай Петрович: – С Викторией мы познакомились в училище. Я учился на четвертом курсе, а она поступила на первый. И на первом занятии духового оркестра я сидел в первом ряду, она – на втором. Я обернулся, увидел её и… влюбился в эту девушку.

После четвертого курса, в 1991 году,  меня направили в музыкальную школу в Дятьково. Принимал на работу директор Алексей Михайлович Кизлов. А через пару месяцев я ушел в армию.

– И где служили? С музыкой были связаны в армии?

– Служил во Владивостоке, в дивизии морской пехоты. Естественно, служил в оркестре два года, а Виктория продолжала учиться. Но после трагедии в семье Кизловых (её папу Алексея Михайловича сбила машина), после его смерти, она преподавала в музыкальной школе параллельно с учебой в училище.

А я после армии приехал в Дятьково и продолжил преподавать духовые инструменты.

Поженились мы в 1995 году, уже работая преподавателями в школе. Потом родились дети, которые также были нашими учениками.

Виктория Алексеевна: – Сын Алеша по классу трубы, дочь  Анастасия по классу саксофона. Леша учился у папы, Николая Петровича, а Настя – у меня. В этом году дочь закончила Московский государственный институт музыки имени Альфреда Шнитке по классу саксофона. Сейчас решила поменять направление своей деятельности и поступила в Московский энергетический институт.

А Алёша, закончив вуз (юриспруденция), занимается антимонопольной деятельностью, работает  в ФАС России.

– Музыку не забывает?

Николай Петрович: –  Всегда, приезжая из Москвы в Дятьково, если попадает в такое время, когда у нас концерт или репетиция, берёт трубу.  Он бы с удовольствием учился по музыке, но на семейном совете решили, что пусть это будет хобби, а семью  нужно кормить другой профессией (кстати, в этом году сын женился на девочке-пианистке из нашей  музыкальной  школы, она теперь учится в МГУ). К счастью, сыну нравится его работа. Конечно, когда они приезжают домой, всегда занимаются музыкой и у нас возникает поистине созвучие родственных душ. Но в связи с экономической ситуацией пробуют себя в другой отрасли.

Виктория Алексеевна: – Отвечу на вопрос о знакомстве. Впервые я услышала Николая Петровича, когда он играл на кларнете, готовился к конкурсу в Воронеже. Он исполнял очень красивое произведение “Конкурсное Соло” композитора Андре Мессаже. Вот тогда, наверное, я в него и влюбилась.

– Скажите, чему вы оба в последнее время особенно радовались?

Виктория Алексеевна: – Радуемся всему: большим и маленьким победам, участию в конкурсах учеников, редким встречам с нашими детьми. Кстати, только что мы ездили в Москву и с радостью пообщались с дочерью, сыном и его молодой женой.

Николай Петрович: – Мы люди позитивные, поэтому находим для радости много поводов. Очень радуемся, когда наши выпускники приходят к нам в гости. Они нас не забывают, делятся различными событиями в своей жизни.

В ЛАДУ С БУДУЩИМ

– Кстати об учениках. Расскажите подробнее, пожалуйста, о  них.

– Независимо, где бы они ни учились  – по музыке или нет – всегда в поле нашего зрения. Играют в Москве в военных оркестрах. У нас даже семейная пара образовалась: мальчик-трубач учился у меня, девочка-флейтистка – у Виктории Алексеевны. Мы гуляли на их свадьбе года три назад, а в этом году у них родился малыш. Так что в биографии дятьковских духовиков есть теперь маленький “семейный” малыш.

Виктория Алексеевна: – Мой ученик, саксофонист Евгений Никитин, после окончания Брянского музыкального колледжа, работает в Москве. Надеюсь, с музыкой не расстаётся, несмотря на то, что поменял направление своей деятельности.

Николай  Петрович: – Недавно в столице я участвовал в заседании духового общества имени Валерия Халилова, там присутствовал один из самых знаменитых отечественных саксофонистов Игорь Бутман. А я был направлен от области Департаментом культуры  как художественный руководитель Брянского молодежного духового оркестра, созданного в 2019 году в рамках национального проекта «Культура» и регионального проекта «Творческие люди». Так вот, в этом молодёжном оркестре работают (именно работают по договору) выпускники и учащиеся нашей школы Вадим Сёмин, Мария Пархоменко, Саша Павлова, Илья Фролов – ученики Виктории Алексеевны. И мои воспитанники – Виктория Новикова, Максим Чарочкин, Степан Хандешин, Михаил Лагутин.

МУЗЫКА БЕЗ ГРАНИЦ

– Это замечательно, что у вас есть достойное продолжение, когда у ваших воспитанников музыка является путёвкой в жизнь!

Николай Петрович: – Мой ученик Максим Евсиков (он родом из деревни Будочки) играет в военных духовых оркестрах в Москве, сам сейчас уже преподает. У  него мастерская-ателье по духовым инструментам “ВЕЛЬ”.

Еще ученик, тромбонист Андрей Иванов, – участник Парада на Красной площади, всю жизнь играет в военном духовом оркестре, наверное, уже медаль получил. А Юлия Колупаева (моя ученица) сейчас преподает в нашей школе вместе со мной.

Вообще наши ученики «разбежались» по всему миру. Многие уехали со своими семьями жить в  Америку, Германию, Израиль. Родители говорят, что они по-прежнему серьёзно занимаются музыкой, играют там в оркестрах.

Еще два моих ученика играют в Клинцовском военном оркестре: Станислав Сениченков (он по контракту работает там уже лет пять), и Андрей Игнатов (пришел туда работать только в этом году). Они оба после нашей школы закончили Брянский колледж искусств.

Однако не все выбирают своей профессией музыку, потому что, к сожалению, культурой тяжело прокормить семьи и выпускники идут  в дальнейшем по другим профессиональным дорогам.

– Спасибо вам за   интересные рассказы о вашей удивительной жизни в мире музыки. А кто из известных музыкантов-саксофонистов вам наиболее близок и кого бы из них вы посоветовали слушать нам, поклонникам этого жанра?

Виктория Алексеевна: – Как я уже упоминала, с детства очень много слушала Фаусто Папетти. Еще люблю творчество Феликса Словачека, конечно, педагога Гнесинки Маргариты Константиновны Шапошниковой – первой женщины-саксофонистки, её в шутку называют “императрицей саксофона”. Из современных назову имена таких музыкантов, как  Сергей Колесов, Владислав Вальс, Иван Дыма. Из классиков Чарли Паркер – самый, наверное, влиятельный саксофонист.

А что послушать… Из зарубежных, конечно, Фаусто Папетти, Кенни Джи,  Джерри Маллигэн. Каждый выбирает по своему вкусу и настроению. В мире столько прекрасных мелодий! К счастью, сейчас музыка доступна благодаря интернету. Можно даже полностью концерты смотреть в режиме онлайн. Главное – желание!

Интервью подготовила Надежда ЮДИНА

На снимке преподаватели Виктория Алексеевна и Николай Петрович МЕЛЬНИК со своими учениками в Дятьковской детской школе искусств.

Фото из семейного альбома Мельник.

Все снимки на страницах газеты в Одноклассниках и ВКонтакте


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить