Брянский пловец Илья Бородин прошел в финал чемпионата мира
За победу поборется брянский пловец Илья Бородин, показавший утром, в полуфинале третий ...
По признаниям многих фашистов больше всего на фронте они боялись советских минометов «Катюша» и… «ночных ведьм».
ЛЕТИТ время: дети на этом снимке из архива редакции совсем недавно учились в среднем звене, а ныне уже старшеклассники гимназии. Фото сделано после классного часа, ребята держат портреты смелых девушек-летчиц – Героев Советского Союза.
Тема продолжилась в текущем учебном году на мероприятии в честь защитников Отечества (оно проходило еще до режима самоизоляции). Повзрослевшие гимназисты намного глубже, наверное, прониклись подвигами в небе фронтовом.
ЖЕНСКИЕ КРЫЛЬЯ
ТЫСЯЧИ девушек до войны увлеченно занимались в аэроклубах — массовое явление. Поражали их успехи в летном деле. Даже были инструкторами, обучали… парней, мечтавших об авиации. Сразу три женских авиаполка сформировали в 1941-м: 46-й — ночных бомбардировщиков, 586-й и 587-й истребительные полки. Там, где «до смерти четыре шага», личный состав – командиры, летчики, штурманы, техники — только девушки! Разные: красивые и не очень, застенчивые и бойкие, молчуньи и хохотушки, добродушные и резкие. Но все одинаково беспощадные в уничтожении врага.
МУЖЧИНЫ скептически оценивали женские «крылья», смеялись, Тяжко вздыхали командиры дивизий: «И за что нам такое наказание – бабьи эскадрильи?». Особо иронизировали над 46-м полком, где летали на допотопных легких «кукурузниках» — ПО-2. А через восемь месяцев именно этому женскому полку (не мужскому!) первому в дивизии присвоили высшее воинское звание — гвардейского. Он воевал за Кавказ, Крым, Польшу, бомбил Германию. 23 девушки удостоены Золотых Звезд Героев Советского Союза. Кто они? Боялись панически мышей и пауков, но в бомбардировках (по 8-9 полетов за ночь у каждого экипажа) не сыщешь храбрее. Летчики-французы истребительного полка «Нормандия-Неман» очень их уважали. В любимейшем нами кинофильме «В бой идут одни «старики» есть эпизод: «Не знаю, какие подвиги мы совершим, но то, что делают на войне эти девочки…».
О троих гимназисты услышали рассказы.
ДЕВУШКА-СКАЗКА
МНОГИЕ девчонки грубели на фронте, а Евгения Руднева сохранила женственность. В 46-м полку её называли «девушка-сказка». Ей, очарованной тайнами Вселенной, профессора прочили будущее ученого-астронома. У мечтательной, совсем не военной, студентки физико-математического факультета Московского госуниверситета, были в небе ошибки, неудачи. Трудным путем шла от рядового штурмана до штурмана полка. Награждена четырьмя орденами, Герой Советского Союза. Погибла над Керчью в апреле 44-го, совершая 645-й боевой вылет. Представить полк без неё, всеобщей любимицы, — невозможно. Бомбы с надписью «За нашу Женю!» сыпались по ночам на фашистов.
ЕВГЕНИЯ написала такие строки: «А жить так хочется, и в огне так хочется любить!». Впервые полюбив, записала в дневнике: «Любовь самое интимное в человеке. Цветок, который можно подарить только одному. Если любишь, надо отдавать себя и чувствовать, что тебя принимают. Может, труднее принять, а не отдать? Мы знаем, что даем, но не угадаешь, а что же получим в ответ».
ВОЙНА. А Женя мечтала о ребенке, о сыне, но девушкам в тылу не завидовала: «Я бы не смогла там. Мое место здесь!». О мужчине, тоже летчике, написала: «Оказывается, в моей жизни еще много неизведанного. Зачем мне целый мир? Мне нужен целый человек, самый-самый мой».
Переписывались. Вдали друг от друга смотрели кинокартину «Жди меня». Делилась мнением: «Дорогой Славик, я верю тебе. В фильме сказано: «Настоящие мужчины имеют хорошую привычку: если их очень ждут, они обязательно возвращаются». Я тебя очень жду!».
Что он пережил, узнав о гибели Жени? В душу не заглянешь…
В СВОИХ фронтовых тетрадях Евгения Руднева писала:
«Вокруг ужас и кровь, а у меня, наверное, самое счастливое время: и я тоже бью врага! Одно угнетает – я по-глупому плохой штурман, обязательно что-то не так. Когда научусь летать без нелепостей? Дина недовольна (Д. Никулина, Герой Советского Союза, командир эскадрильи, Е. Руднева всегда летала с Диной – прим. авт.), когда я улетаю с другими летчицами. Боится, что наделаю с ними ошибок? И ей будет стыдно за меня? Я взвинчена до предела. Так… Нечего опускать руки! Потеряв на миг уважение к себе, вряд ли полностью его восстановлю. А человек должен себя уважать».
«Странная болезнь: проснусь часа через 3 после ночных полетов и уже не усну. Грусть находит порывами, как разрывная облачность».
«Сегодня погиб экипаж, все время думаю о них. Но не так, как год назад, суше, черствее. Ни слезинки. Война…».
«Личные дела на самотёке, мое вмешательство в них ведет лишь к худшему. Но я не должна из-за тоски снижать темпы в работе».
«Мессер» сжег в воздухе Ваню, друга Дины, хорошего парня. У них несчастный полк: там гибнут часто. Над Таманью немцы подбили Пономарева и Душинина… Разве плохие ребята? Замечательные! Вчера и меня пытались два раза сжечь. Я очень испугалась».
«Ночью сожгли Женю Крутову и Лену Саликову. У меня дрожали руки и ноги, потому что впервые на моих глазах разваливался на горящие куски самолет. Мой ПО-2 ходил по курсу, как пьяный… А потом, уже на земле, кто-то доложил, что еще один самолет сгорел. Кто??? Сердце похолодело. Я подбегала к садящимся машинам, но Гали Докутович не было. Лучшая подруга не вернулась. Слишком жестоко! Моя жизнерадостная Галочка. Какая же пустота внутри».
КУКЛА ГАЛИНЫ
ЗАПОМНИЛИ ли гимназисты рассказ о Галине Докутович? Долго смотрели на её фото, передавая по рядам. Галя не Герой Советского Союза, но все равно ГЕРОЙ! Была награждена двумя боевыми орденами.
… ЛЕТОМ 1942-го её, заснувшую после тяжелых полетов прямо в высокой траве, случайно покалечил ехавший мимо аэродромный бензозаправщик. Травмы позвоночника и семь месяцев в госпитале. Выжила чудом. Переживала страшно: «Не прощу себе это ЧП: одно дело ранение в бою, совсем другое – вот так, как я…».
— Но тебе предлагали работать в штабе, а ты опять села за штурвал, — говорили девушки. – Мы слышим, как ты стонешь и плачешь от боли после полетов, хоть и прячешься от нас, скрываешь это.
— Я презирала бы себя, перестав воевать. Другие умирают, а мне всего лишь только… больно. Буду терпеть!
КАК-ТО командир полка Евдокия Бершанская деликатно заговорила с ней на эту тему. Галя вспылила, глаза засверкали:
— Думаете, я не могу летать? Что мне трудно? Смотрите!
Она, перегнувшись через спину, сделала «мостик». Все окаменели. Потом стояла белая, как мел, но улыбалась. Е. Бершанская тихо сказала:
— Ну, зачем же ты так? Разве я не понимаю. Летай! Бомби фашистов!
ВСКОРЕ Галину отправили на месяц в санаторий. И там встретила Ефимыча, командира эскадрильи «бостонов» ( бомбардировщики-штурмовики «Дуглас А-20» Бостон, поставлялись из США по ленд-лизу – прим. авт.). Он подарил ей красивую куклу, стала брать её в ночные полеты, дорогой талисман. Если «бостоны» пролетали над женским полком, Галя молилась, чтоб его эскадрилья возвратилась без потерь.
-Твой Ефимыч в самом деле такой хороший? – спрашивали девчата.
— Хочу, чтоб был таким! Другим его не представляю. Я бы почувствовала, — отвечала она.
ВДРУГ надумали гадать: в полночь разглядывали на стене тень от сгоревшей бумаги. У Гали четко получился гроб. Девушки шутили: «Нет, это трамплин! Или стол!». Галина решительно прервала всех: «Бросьте, девчонки! Всё вы правильно поняли — это гроб!». Вскоре Докутович не вернулась из боевого задания.
А кукла осталась: в самый последний миг Галю срочно пересадили в другой экипаж, в спешке забыла счастливый талисман в кабине своего самолета. Перед вылетом ей протянули письмо: «Свежая почта!». Докутович улыбнулась: «От Ефимыча. Вернусь – прочту». И бережно спрятала конверт в планшет. Это было ночью в 1943-м, 1 августа. Женя Руднева запишет в дневнике: «Что происходит в горящем самолете? Мне слышатся крики. Разве можно не кричать, когда горишь заживо?».
Сама Женя сгорит через 8 месяцев.
… ЛЕТЧИЦЫ часто вспоминали: их полк стоял рядом с полем, где пышно цвели красные маки. Докутович держала огромный букет, на щеках румянец. «Галка! Ты — красавица!», — восхищались все… Вот такими были «ночные ведьмы», как прозвали их немцы. Летали почти всегда без прикрытия истребителями. Метались в цепких лучах смертельно опасных вражеских прожекторов. Отказывались брать с парашюты: «Лучше бомбу лишнюю загрузим!». Зимой фанерные «тихоходы» — каждый! — по 12 раз за ночь (ведь зимние ночи длиннее летних) летали бомбить позиции – живую силу, эшелоны, склады, аэродромы врага. Нервы всегда натянуты…
«ПОКАЖИТЕ МНЕ ЛЕТЧИКА…»
ПОТОМ, позже, дети в гимназии вновь говорили о героинях. Узнали о 21-летней летчице Лилии Литвяк. Воевала в мужском полку, часто летала в паре с мужем Алексеем Соломатиным: он — ведущий, она его ведомая. Защищали друг друга в воздухе. Он, Герой Советского Союза, погиб в мае 43-го: в поединке с «мессером» ему не хватило боеприпасов. Лиля опознала сильно обгоревшее тело своего любимого лишь по его орденам.
ЛИТВЯК – единственная в мире женщина-истребитель, лично (не в групповых боях) сбившая 11 вражеских самолетов (и два аэростата-разведчика). А звание Героя Советского Союза присваивали за 12. Однажды недалеко от командного пункта их полка приземлился на парашюте ас германского люфтваффе – вся грудь в крестах. Не абы кто, а немецкий барон — горделивый и важный. При допросе сказал:
— Я воюю еще с Испании, за пять лет никто меня не сбил. Покажите летчика, победившего меня. Тогда и отвечу на все вопросы.
ПОДРОБНО описывает этот эпизод в книге «Вернись из полета» журналист Наталья Кравцова-Меклин, Герой Советского Союза, бывшая летчица, знакомая с Л. Литвяк: «Тот воздушный бой Лиля выиграла с большим трудом. Нелегко достался ей фашист с трефовым тузом на фюзеляже. Дрался классно! «Мессершмидт» повис у нее на хвосте. Лиля хотела перейти в атаку, но удалось не сразу. Выполняла сложные фигуры, чтобы занять выгодную позицию для нападения. Но враг не уступал ей в мастерстве. Оба сражались не на жизнь, а на смерть. Лилю мучила мысль: «А вдруг именно этот гад убил моего Лешу? Буду мстить!»
… И вот его самолет начал беспорядочно падать, «трефовый» успел выпрыгнуть. Лилю пригласили на КП, где на табурете сидел немец, прижимая к себе раненую руку. Наталья Кравцова-Меклин пишет, что фашист крайне удивился и возмутился: «Кого вы мне привели? Девчонку? Зачем?». И презрительно посмотрел на летчицу.
ЛИЛЯ – тоненькая, со светлыми пышными волосами. Взглянула на награды немца, усмехнулась и распахнула лётную куртку: знай наших, пусть видит — и у неё на гимнастерке сверкают боевые ордена. Тоже не лыком шиты! И стала подробно с помощью переводчика пересказывать все тонкости смертельной схватки в небе, о них могли знать только двое — Лиля и «трефовый». «Если у вас так сражаются женщины…», — барон был подавлен.
КСТАТИ, у Литвяк на фюзеляже истребителя красовалась огромная лилия… «Белая лилия Сталинграда» — так называлась статья о ней в одной из центральных газет СССР. Летчица погибла в августе 1943 года: в одиночку «схватилась» сразу с тремя вооруженными до зубов «фоккерами» (они напали на неё неожиданно, молниеносно вылетев из облаков). Одного подбила, он задымил, но оставшиеся зажали её «ЯК» с двух сторон в смертельные тиски и расстреляли…
… ПРОШЛО время. Выжившие однополчане активно хлопотали о посмертном присвоении ей звания гвардии старшего лейтенанта и Героя Советского Союза. Указ об этом вышел лишь в… 1990 году.
ПОСЛЕ встреч в гимназии подошли две школьницы, спросили о книгах про летчиц. Это сборник-двухтомник «Героини» — обо всех фронтовичках, награжденных Золотыми Звездами. Книги Н. Кравцовой-Меклин «От заката до рассвета», «В горящем самолете». Изданы дневники Евгении Рудневой «Пока стучит сердце». Штурман Лариса Литвинова, Герой Советского Союза, после победы выпустила воспоминания «Летят сквозь годы». А сколько душевности, честности и юмора в книге Героя Советского Союза летчицы Раисы Ароновой «Ночные ведьмы»!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ произведения принадлежат перу летчицы Марины Чечневой (Герой Советского Союза, с ней автор этой статьи переписывалась еще в юности, она присылала свои книги, открытки с автографами, всё бережно хранится): «Небо остается нашим», «Крылья», «Боевые подруги мои», «Самолеты уходят в ночь». В них нет пафоса. В них много правды. Читайте! И любое чуткое сердце проникнется тройным уважением к отваге патриотов Родины.
Татьяна БОГДАНОВА
Фото автора: гимназисты (снимок прошлых лет) только что прослушали взволнованные рассказы о военных летчицах, взяли их портреты, газету «Пламя труда» и захотели сфотографироваться на память.
Снимки девушек летчиц — героинь этого рассказа опубликованы на страницах газеты «Пламя труда» в «Одноклассниках » и Вконтакте.
За победу поборется брянский пловец Илья Бородин, показавший утром, в полуфинале третий ...
Так, для реализации регионального проекта «Создание номерного фонда, инфраструктуры и новых ...
Брянских железнодорожников искренне поздравили региональное правительство, аппарат областной ...
Цель у всех общая — подарить нашим защитникам радость даже в самое сложное время, ...
В торжественной церемонии открытия приняли участие заместитель губернатора Ирина Агафонова и ...
В рамках реализации федерального проекта «Россия – страна возможностей» национального проекта ...