Акция редакции: «Потомкам — в назидание, противникам – на страх»

26 февраля 2021, 12:47 | Акции 32

В ЗАГОЛОВОК вынесены слова Константина Ваншенкина, известного советского поэта, фронтовика-десантника. Вот и весна уже на пороге. Пора призыва в ряды армии и флота России. Сейчас особенно важно говорить с молодежью о храбрых защитниках Отечества – ...

В ЗАГОЛОВОК вынесены слова Константина Ваншенкина, известного советского поэта, фронтовика-десантника. Вот и весна уже на пороге. Пора призыва в ряды армии и флота России. Сейчас особенно важно говорить с молодежью о храбрых защитниках Отечества – времен былых и нынешних.

ТАКОЙ разговор состоялся на встрече, организованной 18 февраля сотрудниками центральной библиотеки. А наша редакция подключилась, потому что приготовила сюрприз для этого поистине «Храма науки, культуры и знаний». Встретили и нас, и юных гостей из техникума как-то по-домашнему в уютной обстановке, гостеприимно, доброжелательно. Спасибо!

 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ДВА человека предстали перед студентами Дятьковского техникума – автор книги «Никто, кроме нас» (очерки о ВДВ) подполковник МВД в отставке Валерий Лукашов (из Стари) и участник боевых действий в Афганистане Александр Васин, возглавляющий районную афганскую организацию (из Дятьково). Группа, пришедшая на встречу, — одни парни. После окончания учебы многим придется служить. Что могут посоветовать им опытные бойцы? На какие молодежные вопросы ответят? Елена Владимировна Закотей, куратор группы, учитель русского языка и литературы, представила своих воспитанников. С гордостью!

— Будущие программисты. Толковые ребята. С ними интересно работать. Среди них не только выпускники школ района, но и из других регионов приехали учиться.

СЛОВО взял Валерий Анатольевич Лукашов. На столе, за которым он сидел, лежала та самая «могучая» книга, которую предстояло передать в дар библиотеке – пусть потом читатели берут её для ознакомления с интересными очерками. Тем более, что книга редкая, насыщенная фактами. И какими фактами!  В ней вся история Воздушно-десантных войск России и сотни уникальных фотоснимков. Издание объемное – 820 страниц. Пять долгих лет собирал автор сведения. Много книг (а они напечатаны в большей части за счет автора) В. Лукашов щедро раздарил друзьям, передал в музеи, осталось совсем мало экземпляров. Приобрести их помог депутат Брянской областной думы Сергей Владимирович Перепелов. По инициативе редакции мы специально передали ему письмо-просьбу. И депутат откликнулся.

О ЧЕМ студенты узнали от бывшего воина десантно-штурмового батальона ВДВ Группы советских войск в Германии, инструктора по рукопашному бою и контактному каратэ-до Валерия Лукашова? Кстати, Лукашов еще и автор книги «Приемы рукопашного боя при угрозе применения холодного и огнестрельного оружия», подробно и четко проиллюстрированной. Он подарил её нашей редакции.

СМЕЛЬЧАКИ В НЕБЕ

ВНАЧАЛЕ гость поведал об истории создания первых парашютов и их испытателях. Трудно поверить, но в 1306 году на коронации китайского императора высокие сановники узрели чудо: акробаты прыгали с высоких башен на конструкциях в виде огромного зонта. Чем не прообраз парашюта? А сколько позже погибло храбрецов-«летунов» — из-за несовершенства оборудования парашютов в период появления первого в мире аэроплана Можайского!

АВТОР книги «Никто, кроме нас» пригласил всех нас совершить вместе с ним краткий экскурс в разные годы изобретений парашютов – как отечественных, так и зарубежных. В прошлом году наша страна отмечала 90-летие ВДВ: мы услышали рассказы о подвигах десантников в Великой Отечественной войне, в Афганистане и Чечне. Узнали не только о славных победах крылатой пехоты, «падающей» с неба чуть ли не на головы противника и на вражескую технику. Но и о героической их гибели, вечная память им.

«ЗАКРОЙ ГЛАЗА И… ПРЫГАЙ!»

ВАЛЕРИЙ Лукашов поделился впечатлениями о собственном первом прыжке. Всё, что происходит впервые, всегда – испытание.

— Прыгал я немного — десять раз, потому что мечтал служить в погранвойсках и мало уделял внимания именно подготовке к десантной службе. Но судьба распорядилась иначе. При первом прыжке важно перебороть свои сомнения. В самолете, помню, капитан сказал мне: «Сынок, не робей. Просто перед тем, как шагнешь в пустоту, закрой на секунду глаза». Я так и сделал. Вперед! У нас никто никого не заставлял, силой не толкал. Были ситуации, когда некоторые парни так и не смогли преодолеть страх перед небесной бездной. Что ж… Им предложили написать рапорты, что прыгать они боятся, пусть переведут в пехоту. Иначе здесь тебя просто перестанут уважать… Всегда и во всем нужно быть мужиками.

У НЕГО спросили, а как же он работал над созданием такого внушительного печатного труда? Автор ответил так:

— Для меня очень важна была не столько финансовая помощь, сколько именно моральная поддержка — от тех,  кто служил в ВДВ. Вдохновляло одобрение со стороны моих знакомых из штаба ВДВ России, из Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного  училища. Ветераны-фронтовики попросили: «Пишите!». Иногда среди ночи вдруг просыпался и мне приходили в голову мысли, как сделать ту или иную подпись под снимками. Наскоро записывал, вновь засыпал, а уже утром приступал к работе – оттачивал фразы.

ТЕБЕ – 18. И ТЫ – НА ВОЙНЕ!

НАМ понравилось, как взвешенно и с достоинством, без пафоса и без лакировки событий, рассказывал о службе в Афганистане кавалер ордена Красной Звезды, награжденный медалью «За отвагу» Александр Васин (на снимке он слева — за столом рядом с В. Лукашовым). Учился в БТИ, но однажды – в 18 лет — резко решил оставить всё мирское до поры до времени и… пойти осенью 1982 года в армию. После учебки бывшего студента зачислили в 345-й отдельный гвардейский парашютно-десантный полк, знаменитый участием в опасных боевых операциях (на счету Александра Васильевича их свыше двадцати). К службе готовился заранее – занимался спортом, увлекался лыжами, бегом.

БЫЛ командиром расчета АГС, а гранатометчиков (также командиров, связистов и минометчиков)  душманы, владевшие  тактикой грамотного ведения боя, «выбивали» из строя в первую очередь. Александр видел агрессивный напор противника, встававшего в полный рост, наступали на наших бойцов с криками «Аллах акбар!». Прямо-таки настоящее психическое давление.

— Я не знаю, были ли это подлинные «Черные аисты», не могу точно утверждать, но мы реально пережили такие атаки. Моджахеды двигались ночью — во всем черном, лица спрятаны под черными масками. Зрелище, понятно, крайне неприятное…

ЗДЕСЬ нужно особое пояснение, потому что некоторые читатели захотят уточнений: «Черные аисты» в ДРА – это диверсионно-истребительный отряд, командовал им (по разным источникам) Хаттаб, Хекматиар или Усама бен Ладен. Есть версия, что грозные эти «птицы» формировались из дерзкого пакистанского спецназа. Есть и такое альтернативное мнение: «Черные аисты» — это хорошо подготовленное военное подразделение из… преступников (с точки зрения мусульманской религии), владеющих разнообразными видами вооружения и самыми современными средствами связи». Каждый «аист» одновременно мог быть радистом, сапером, минером, даже очень метким снайпером. Короче – универсальные солдаты и самые жестокие (даже по мнению душманов) убийцы. Они организовывали засады и стремительные, так называемые  «кинжальные»,  бои. Так что ребятам нашим, сталкивавшимся с очень крепким противником, в Афгане досталось по полной программе… Но они выдюжили, выжили в огне, среди крови и боли, шли в бой и выполняли задания.

«КОМАНДИРЫ  БЕРЕГЛИ НАС»

ЧУЖДАЯ страна. Суровые и изматывающие, непривычные условия природы, особенная рискованная служба. Непонятные и дикие местные законы, традиции. Сильный и жестокий, фанатичный и хитрый противник. Как-то А.В. Васин в штабе Союза общественных организаций района (СОБОР) стоял рядом с другом-«афганцем» И.Н. Самаровым, тоже десантником (Игорь Николаевич уже ушел из жизни несколько лет назад). Перед ними — фотоснимки на стенде. Тихо переговаривались. Вспоминали о беспощадности душманов. И И.Самаров сказал: «Да, братуха, они именно такие. И все-таки мы их били…». Приказы в армии надо выполнять железно. В бой – значит в бой. В самое пекло? Ну что ж… в пекло, с головой. Как в  песне поется? «Живота не жалея, они грудь подставляли за Россию свою»! На встрече со студентами техникума А. Васин  подчеркнул:

— Мы, бойцы 345-го полка, благодарны нашим командирам. Нам повезло: это были люди закаленные, хорошие стратеги, опытные воины. Полк выполнял сложные задачи. Мне довелось служить «под крылом» таких легендарных командиров, Героев Советского Союза, как Василий Пименов — возглавлял батальон, и Николай Кравченко — командовал ротой.

ОДНАЖДЫ выпало им всем пройти с тяжелыми боями через горные хребты на Пачехаке. Позже эта многодневная громкая операция войдет во все книги про Афганистан, как образцово-показательная. Взяли тогда богатейший трофей — 50 ДШК (крупнокалиберные пулеметы), причем 20 из них – с боем. А. Васин  заметил:

— Командиры не заставляли нас нахрапом «в штыковую» идти на душманов. Берегли нас. Хотели, чтобы пацаны вернулись живыми. Если была хоть малейшая возможность «отработать местность» другими способами, они использовали эти шансы: подключались установки «Град», боевые вертолеты, бомбардировщики… Так «всколошматят» их позиции, что метра живого не оставят. Ну а звания Героев Советского Союза Пименову и Кравченко присвоили вовсе не за то, что они «забросали», образно говоря, моджахедов гранатами, а за то, что сумели сберечь своих подчиненных. После Пачехака у нас была лишь одна-единственная потеря.

ПРО таких и поет пронзительно Олег Газманов в знаменитой песне:

Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив,
Кто карьеры не делал от солдатских кровей.
Я пою офицерам, матерей пожалевшим,
Возвратив им обратно живых сыновей.

БЫЛ  ПЕРВЫЙ  БОЙ

ПРОГРАММИСТЫ задавали вопросы. На один из них А.В. Васин ответил так (про первый бой):

— Мой отец держал ульи, учил меня понимать необычный мир пчел. И когда я впервые оказался в переделке, не сразу понял, что над головой свистят… пули. Взжик, взжик… Я подумал – это рой пчел вокруг гудит. Поднял голову, удивляюсь: мы в горах, везде скалы голые, откуда тут пчелы? Не понял. И вдруг удар по голове. Меня так и отбросило вниз. Что такое? А прапорщик — это он так резко пригнул меня к земле — говорит: «Сынок, зачем головой крутишь? Не хочешь домой к родителям живым вернуться? Вокруг тебя пули – одна за другой, ты сейчас идеальная мишень для них». Я смутился: «А мне показалось, что это пчелы летают…». Дошло, наконец, четкое осознание – мы на настоящей войне.

А.В. Васин пожелал молодым слушателям стать десантниками: «На всю жизнь вы потом ими и останетесь. Десант – это образ мыслей, стиль жизни. Это – крепкое десантное братство!».

КАК тут не вспомнить фрагмент книги В. Лукашова «Никто, кроме нас», когда автор цитирует генерал-лейтенанта ВДВ И.И. Лисова: «Должны быть «заразительными» прекрасные и героические поступки. Важно показать отважный пример молодым и на деле убедить их в подлинном мужестве». Поэтому акцию мы назвали – «Потомкам – в назидание, противникам – на страх».

Знай нашу десантуру! У них и песни, и стихи, и юмор по-мужски прямолинейные:

Отчаяннее их нет никого на свете

И кровь стучит, как молния, в висках.

Стоят по стойке «Смирно!» даже… черти,

Когда идут десантные войска!

 Послесловие: встреча завершилась, эмоции от хорошего и, на мой взгляд, плодотворного общения поутихли. Но автор книги не торопился уходить. С интересом беседовал с сотрудницами библиотеки – Еленой Николаевной Паршиковой и Натальей Александровной Буниной. Что-то оживленно спрашивали друг у друга, обменивались впечатлениями. Все молодцы! И те, кто с чувством говорил, и те, кто внимательно слушал.                                                                                        

Татьяна БОГДАНОВА

Фото автора: В.А. Лукашов вручает свою книгу сотруднице библиотеки Н.А.Буниной

 

 


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить