Праздник Крещения Господня: история, содержание и традиция

10 января 2022, 15:12 | Общество 34

Череду зимних Церковных праздников, которыми начинается календарный год по новому стилю, завершает празднование в честь Крещения Господа нашего Иисуса Христа, иначе именуемое Богоявлением. По юлианскому календарю (т.н. «старому стилю») этот день ...

Череду зимних Церковных праздников, которыми начинается календарный год по новому стилю, завершает празднование в честь Крещения Господа нашего Иисуса Христа, иначе именуемое Богоявлением. По юлианскому календарю (т.н. «старому стилю») этот день приходится на 6 января, по григорианскому (принятому в светском обществе) – это 19 января.

Праздник берет свое начало из Евангельского повествования (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-22), в котором говорится о том, как Господь Иисус Христос пришел к реке Иордан, где проповедовал Святой Иоанн Предтеча. Как указал на Иисуса Святой Иоанн, говоря: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29), как смущался Святой пророк перед тем, как окунуть Христа в воду (Мф 3:14), но по слову Господа совершил над Иисусом Крещение и было вслед за тем дивное явление «Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:16-17). Так человечеству явился Триединый Бог: Сын, стоящий в воде и молящийся, Дух Святой, в виде голубя сходящий на Сына и голос Божественного Отца, свидетельствующий миру о Сыне. Поэтому это Евангельское событие называется «Богоявлением».

Здесь может возникнуть вопрос: происхождение слова «крещения» связано со словом «крест», каким же образом крестил Святой Иоанн, когда до события Креста на Голгофе было еще далеко? Наше современное крещение связано со Крестом, а как же было во времена Христовы доГолгофских Его страданий? Вопрос разрешается достаточно просто. Дело в том, что в изначальном греческом тексте для обозначения «крещения», как действия, используется слово, которое буквально переводится как «омовение», «погружение в воду». На славянский язык это слово переведено как «крещение», для большей ясности смысла для нашего читателя: например, каким словом, если не «крещением» перевести слова этой фразы: «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь (Мф 20:22) Неужели «омовением»? Тогда будет непонятно совершенно, что имел в виду Господь. А фраза важная: в ней под чашей и крещением подразумеваются спасительные страдания Господа Иисуса – главнейшее событие всей Евангельской истории. Мессия Христос пришел на землю ради Креста: к нему идет все повествование Евангелий и событие Креста становится рубежом между ветхим и новым миром: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5:17) – говорит Апостол Павел.

«Крещение» или «омовение» Святого Иоанна было внешним выражением покаяния (Мк 1:4), крещение же во Имя Христово – крещение спасения: это истинное рождение от воды и Духа (Ин 3:1-21), это усыновление Самому Богу.

То греческое слово в смысле «крещения» использовалось уже в Христово время (Сам Христос крестил: см. Ин 3:22) и в Апостольский век. Апостолы крестили уже во Имя Христово, как бы рождали новую тварь. Крестившийся во Имя Христово облекается во Христа (Гал 3:27), то есть теснейшим образом соединяется духовно с Ним: это начало новой жизни, ведущей в Жизнь Вечную.

Евангельское событие Крещения Господа нашего Иисуса Христа и последовавшая за ним Апостольская практика крещения уверовавших в Христа Спасителя, как чина принятия людей в состав христианской общины, укрепилась в Церкви – так называется эта община сегодня. В Церкви Православной Крещение есть Таинство, то есть особенное чинопоследование, в котором по молитве священника и через определенные священные действия крещающемуся подается благодать Святого Духа, возрождающая человека, освящающая его природу, освобождающая человека от первородного греха и дающая человеку свободу и силу не грешить. То, как воспользуется человек своей свободой выбора грешить или не грешить, это отдельная тема. Крещение, совершающееся только раз в жизни человека, не гарантирует автоматическое вхождение человека в райские обители. Без веры и добрых дел, без исполнения Божественных заповедей, благодатные дары, подаваемые в Таинстве Крещения не приведут к оправданию перед Богом, но лишь к осуждению: мог бы и все дано было, но не захотел.

Личное крещение совершается раз в жизни, как уже сказано, но Евангельское событие воспоминается в Церкви ежегодно в январе. Совершение этого празднования ведется с древних времен.По крайней мере, в III – IV веках нашей эры на христианском Востоке (Малая Азия, Сирия, Египет) Крещение уже праздновали (греки называли этот Праздник Эпифания («явление») или Феофания («Богоявление»), более того, уже существовала практика освящения воды в этот день.

Освящение воды – древнейшая Церковная традиция. Вода понимаемая, как один из первичных элементов сотворенного Богом мира, через священнодействие получает Божественное благословение и освящение: будучи неизменной в своем природном составе, она приобретает ценность для духовной жизни человека. Освящение воды напоминает о том, что через Христа и его спасительные страдания на Кресте обновился и был восстановлен весь сотворенный мир, прежде испорченный грехом человека (см. Рим 8:19-22). Вода, освященная Святым Духом через Церковное священнодействие, становится средством, с помощью которого, человек и окружающий его мир входят в общение с Богом.

Господь Иисус, Божественный Сын Небесного Отца, сошел однажды в воды реки Иордан и освятил их Своим присутствием и прикосновением. Ныне же в Праздник Крещения – Богоявления Церковь напоминает об этом событии и просит Господа вновь благодатью Своей сообщить водам целительные, чудотворные свойства, доступные верующему человеку. Церковь знает: Господь слышит молитву верных и исполняет просимое; и мы вновь сподобляемся прикоснуться к великой Святыне – воде, освящаемой в этот Праздник и называемой нами «Крещенской».

На Руси, с ее климатом, и своеобразным, сердечным народным православным благочестием, требующем непременно подвига, века примерно с XIII появилась Церковная практика хождения к водным источникам после Литургии в Крещенский сочельник и в самый Праздник. Там во льдах вырубалась прорубь в форме Креста («иордань»), куда Крестным ходом приходили священники и освящали воду. С того же времени, вероятно, и появилась традиция окунания в ледяную воду всех желающих. Замечаете ли, какой порядок? Сначала служба, Крестный ход (тоже служба) и только потом – купание.

Традиция, безусловно, хорошая, но это ни в коем случае не главная цель Праздника Крещения. Желающим окунуться в Праздник Крещения в воды нужно, в первую очередь, отстоять Праздничную службу в храме, по возможности, причаститься и лишь затем отправляться окунаться. Лезть в купель (или еще куда) в Крещение без участия в службе – совершенно бессмысленное занятие, никакой пользы душе не приносящее. Делать ли это ночью – вопрос личной ответственности за свое здоровье и безопасность. Наверное, не стоит, если нет честного ответа на вопрос «а зачем?». Задавайте его сами себе почаще и честно сами себе отвечайте. Если нет в ответе Имени Божия или чего-либо связанного с вашей духовной жизнью, то смысла Крещенских купаний для вас вообще нет. А если есть ответ мудрый, то лучше окунуться днем, позаботившись о теплой одежде, согревающем чае и о возможности получения помощи при всяком случае.

Воду же Крещенскую следует взять с собой домой и беречь ее в чистом и приличном для Святыни месте. Ее можно употреблять внутрь, но натощак и помолясь. Ее употребляют в различных случаях, требующих содействия Божественной благодати: заболел, испугался, страшный сон приснился и многое другое. Обычно принимают Крещенскую воду внутрь или окропляют ей свое жилище (или место работы).

Да убережет всех вас Господь Милосердный и ваши Ангелы-хранители да удержат вас от так называемых «святочных гаданий»! Более отвратительного богохульства и кощунства в Святые Рождественские дни и представить себе невозможно: в дни, когда мы особо прославляем Бога, обращаться к Его врагам – нечистой силе (а в этом и суть «гаданий») – это подлость по отношению к Богу. Какого ответа дождемся, страшно представить. В этом контексте слово «гадать» вполне равноценно значению слова «гадить» в смысле себе и своей душе.

Будьте благоразумны, пребывайте в здравомыслии! Только так можно достойно встретить Святые Церковные праздники, чего искренне желаю всем вам вкупе с пожеланиями мира, здравия и спасения.

Всещедрый Господь да сохранит Вас в Свой милости!

 

иерей Павел Корнееев   благочинный Дятьковского округа

2022 г.  Фото из свободных источников Интернета


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить