ЧТО  ПРОДЛЯЕТ  ОЩУЩЕНИЕ  МОЛОДОСТИ?

19 октября 2020, 10:50 | Образование 5

В ДЕТСТВЕ Наташа росла в обстановке любви, заботы, но одновременно и требовательности, ведь её родители — педагоги. Отец Федор Дмитриевич Тугайбей – заслуженный учитель Российской Федерации, был директором Дятьковской школы № 4, позже ...

В ДЕТСТВЕ Наташа росла в обстановке любви, заботы, но одновременно и требовательности, ведь её родители — педагоги. Отец Федор Дмитриевич Тугайбей – заслуженный учитель Российской Федерации, был директором Дятьковской школы № 4, позже переименованной в гимназию. Физик. А мама Ольга Александровна отличник народного просвещения (английский язык). Сейчас на заслуженном отдыхе: дом, хозяйство, огород, зимние заготовки – много дел. Им помогают дочь Наталья и сын Сергей.

— Крепкая генетика: от отца Наталья Федоровна взяла великую трудоспособность, от матери житейскую мудрость, — сказал директор Дятьковской гимназии В.Н. Мехедов о Н.Ф. Тихоновской, учителе русского языка и литературы высшей категории, награжденной Почетной грамотой Министерства просвещения, классном руководителе 7 «А».

19 октября — СЕГОДНЯ! — она отмечает юбилей. С ней наша беседа.

— Виктор Николаевич Мехедов назвал Вас ярким олицетворением ребенка из учительской среды. Однако нечасто дети педагогов наследуют их профессию – пугают  напряжение школьного труда, психологические перегрузки. И вот Вы решили пойти по следам родителей. Почему?

— Мне нравилась атмосфера школы, которая своеобразно перетекала потом в домашнюю нашу обстановку. Дети и родители с уважением относились к моему отцу и маме. Я этим гордилась. Когда училась в Любохонской средней школе, где в молодости трудились папа и мама, всей душой полюбила свою первую учительницу Зинаиду Ивановну Ильюхину. Хотелось быть похожей на неё. А потом переехали в Старь, там отец стал директором школы. Большое впечатление на меня тогда произвела учитель литературы Нина Федоровна Попкова – удивительно творческая личность. Нравилось наблюдать, как внимательно она проверяла тетради, что-то правила в них. Так бы и смотрела – долго-долго. Словно завороженная…

— Наталья Федоровна, но одно дело – мечтать в глубине души, и совсем другое – реально стремиться к воплощению своих планов. Тут нужна глубокая работа над собой. С чего Вы начали?  

— Преодолевала робость, боязнь большого пространства. Любимый учитель литературы Евгений Михайлович Здоров оказал мне неоценимую помощь. Для Старской школы он был поистине уникальным человеком. Артист! Стоило ему войти в класс, и… начиналось театральное действо: так эмоционально рассказывал о литературных героях, что мы забывали обо всем на свете. Он первым вывел меня на сцену: «Привыкай! У тебя всё получится». И доверил читать отрывок из повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая», за которую писателя удостоили Государственной премии СССР. Но я сомневалась в своем успехе чтеца.

— Представляю Ваше волнение… Трепет…

— Когда закончила читать, в зале воцарилась тишина. Я испугалась. Провал? И вдруг аплодисменты. Потом учителя сказали, что были тронуты до слез. Последовали и другие выступления, шаг за шагом поднималась чуть повыше. У каждого своя высота. Очень повлиял  на меня Евгений Михайлович Здоров: представляла – вот и я, как он, вхожу в класс, и сразу овладеваю вниманием учеников. Но в институте моим коньком неожиданно стала не столько литература, сколько русский язык.

— Почему? Предмет трудный, надо иметь хорошую память, чтоб держать в уме все тонкости правил. Я удивляюсь арабам, китайцам, африканцам, которые способны хорошо овладеть нашим «великим и могучим». Уважаю таких иностранцев.

— Именно строгость в многообразных, сложных правилах привлекла мое внимание. По-настоящему разбираться в них я стала лишь в институте, где были отличные преподаватели. Например, Тамара Петровна Лозинская учила нас методике преподавания русского языка. Правда, однажды пришлось из-за неё… поплакать.

— Как это было?

— Я попала к ней на практику. Она требовала предельной точности, а я на первом уроке в Брянской школе № 1 почему-то «зажалась». Урока-«концерта» не получилось: эмоций мало, руки по швам, как автомат говорила. Она спрашивает: «Наташа, что бы ты не взяла с собой на следующий твой урок?». На что намекает? Оказалось – на меня же саму! Нельзя вот такой скованной приходить к детям на урок. Я сильно переживала. А Лозинская подошла, по-матерински улыбнулась. Это сразу вдохновило. На втором уроке той незабываемой практики появилось у меня уже всё – оживленная жестикуляция, выразительность слога.

— И вот, наконец, наступила работа в школе. Настоящая.

— Мы с мужем Игорем Викторовичем начинали с деревенской школы, он там преподавал физическую культуру. Андрейковичи, Погарский район. Трудно не было, потому что гармонично влились в дружный коллектив. Классы небольшие, слушатели – ученики — благодарные. Такая душевная сельская атмосфера. Проводили много интересных мероприятий. Хороший опыт накопили.

— Наталья Федоровна, сейчас, когда Вы уже ветеран труда, как сами оцениваете свой профессиональный рост?

— Объективно. Взять хотя б такой факт: учителя с годами обретают особую чуткость – заходишь в класс и в первые минуты, с первого взгляда понимаешь, кто в каком настроении. Это очень важно на уроке. Иногда с каким-то ребенком надо поговорить отдельно.

Опытные учителя почти безошибочно умеют компактно строить урок, на любые его темы определять нужное количество времени.

— Урок уроку – рознь?

— Конечно. Вот недавно дети меня очень порадовали: мы оживленно разговаривали о героях пьесы Александра Островского «Гроза». Я задавала много вопросов – они заинтересованно отвечали. Когда у них свое видение поступков литературных героев, личная оценка, мне нравится. Учу мыслить самостоятельно, не по трафарету. Но делать это нужно очень осторожно, не вдаваясь в крайности. В литературе нельзя спешить оценивать результаты по восприятию учениками тех или иных произведений. Такое можно в русском языке, где на первом месте – точность. А в литературе – свобода эмоций, в зависимости от индивидуальных особенностей человека.

Как-то подготовили необычный урок по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». У нас состоялся суд: один ученик играл роль следователя, другой прокурора, третий был адвокатом. Каждый заранее написал себе убедительную речь.

— И какой приговор в итоге вынесли Родиону Раскольникову?

— Для меня полная неожиданность: они его практически оправдали. И смогли аргументировать это.

— Лишь повзрослев, понимаешь, что нельзя ни о живых людях, ни о литературных героях судить категорично, видеть лишь белое и черное. В 30, 40 лет перечитываешь Чехова, Толстого, Горького – и совсем иначе воспринимаешь.

— Более вдумчиво и аналитично. Согласна. Интерпретируешь по-другому поступки героев «Анны Карениной», «Тараса Бульбы», «Мастера и Маргариты», «Героя нашего времени»… Кстати, мне почему-то творчество Лермонтова ближе Пушкинского.

— А Вам свойственно открывать детям личные предпочтения?

— Да. Зачитываю порой полюбившиеся мною фрагменты поэзии, прозы. Знакомлю их с рассказами современных авторов.

— Давайте вернемся к русскому языку. В социальных сетях масса безграмотных текстов. Даже стыдно…

— Вот почему в первую очередь советую ученикам почаще брать в руки книгу, газету, журнал. Когда читаешь, – текст перед глазами и невольно заостряешь внимание на знаках препинания, орфографии. Зрительная память – великий поводырь на пути к грамотности. Хорошо также писать под диктовку. Признаться, огорчаюсь, если в сочинениях ребят вдруг много ошибок. Значит,  это именно я где-то недоработала. И нужно срочно исправлять ситуацию!

— Как гимназисты в этом году сдали ЕГЭ по русскому языку?

— Похвально. Набрали и 98, и 96, и 88 баллов. Назову своих выпускников 2018 года из класса, которым я руководила, — Никиту Метлицкого, Ульяну Акименкову, Кирилла Митронина, Марию Серегину, Даниила Рубца, Валерию Кирееву, Анастасию Балалаеву.

— Школа выжимает все силы из человека. Как восстанавливать? Откуда черпать энергию для семьи?

— Конечно, мы все устаем. Мне помогают муж и сын. Сын Виктор с золотой медалью окончил гимназию, с красным дипломом институт  и теперь учится в аспирантуре БИТМа. Муж руководит базой отдыха «Сосновый бор», а летом он там начальник детского лагеря.

Кстати, насчет отдыха. Вы легка на подъем, чтобы куда-то поехать, увидеть нечто новое?

— Предпочитаю сочетание спокойного отдыха с активным. Приятно в домашнем уюте почитать в тишине книгу, посмотреть интересную передачу по телеканалу «Культура». Люблю театр. С энтузиазмом тружусь на цветнике у родителей, земля заряжает меня позитивом.

— Где мечтаете побывать в России, Наталья Федоровна?

— На Байкале. Полюбоваться долиной гейзеров на Камчатке. Поездки расширяют кругозор, наполняют неповторимыми впечатлениями. Мы с мужем были в восторге, пересекая на машине Крымский мост. Такое грандиозное сооружение. Видели современные спортивные комплексы в Сочи. Искренне гордимся Россией.

— А за рубежом были?

— Со своими коллегами – Натальей Петровной Мехедовой, Светланой Александровной Креулян (сейчас после замужества её фамилия Бондарева – прим. автора), Еленой Адольфовной Айвазовой – как-то решились разом: а посмотрим-ка мы… Италию. И полетели! Посетили 13 городов. Плавали на гандолах по каналам Венеции. Удивлялись на восьмиэтажную Пизанскую башню на Площади чудес в городе Пиза, высотой почти 60 метров, непреднамеренный наклон которой около четырех градусов. Этой «падающей» башне восемь веков, там находится семь колоколов. Смещение центра нагрузки на фундамент — 2,3 метра. Чудо света!

В Италии ни одного часа не сидели без дела – активно ходили на экскурсии, смотрели, запоминали. Однажды зашли в кафе пиццу знаменитую попробовать. Не угадаете, о чем мы долго-долго говорили за столиком… О родной гимназии! Учениках и уроках.

-Ученики, уроки. Изо дня в день привычная школьная круговерть.

— Она и держит меня в тонусе. Наша профессия, как никакая другая, позволяет продлить ощущение молодости. Детство и юность всегда рядом с тобой. Это – жизнелюбие, оптимизм, надежды.

ДИРЕКТОР Дятьковской гимназии В.Н. Мехедов, перечисляя профессиональные и человеческие качества Натальи Федоровны ТИХОНОВСКОЙ, которая готовится отметить юбилей, так и сказал: «В ней горит яркий внутренний огонь!»

Виктор Николаевич щедр на эмоциональные эпитеты для неё, учителя русского языка и литературы: «Отличается величайшей трудоспособностью, усердием, пунктуальностью, желанием дойти во всем до самой сути, житейской мудростью. Она — замечательное олицетворение человека, вышедшего из учительской среды. Прекрасная жена, любящая мама, заботливая дочь».

  Беседовала ТАТЬЯНА  БОГДАНОВА

 Фото из семейного альбома Н.Ф. Тихоновской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Август 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить