Вручение ключей от новых квартир детям-сиротам
Со столь значимым событием новоселов поздравил Александр Богомаз. Сегодняшний праздник ...
Мы беседовали с учителем начальных классов Дятьковской средней общеобразовательной школы №3, награжденной нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», Анной Михайловной ЗАВАЛЬНЮК именно в день ее рождения — 21 апреля, сразу после уроков.
В классе буквально царила праздничная атмосфера. Букеты роз, хризантем, ирисов. Воздушные шары. Как оказалось, поздравить свою первую учительницу с юбилеем только что приходили бывшие ее выпускники – ныне старшеклассники.
Они приготовили театрализованное мини-представление с танцами, стихами и песнями. А Анна Михайловна со слезами радости на глазах слушала своих повзрослевших первоклашек. Вот уж поистине учитель – профессия дальнего действия.
В такой торжественной обстановке и началось наше интервью. Правда, разговор получился серьезным и трогательным.
– Анна Михайловна, а каким было Ваше школьное детство?
– Замечательным. Я пришла в первый класс, в мою родную Дятьковскую школу №3, которая на тот момент только недавно открылась. Всё было новое, интересное. Нас в классе – сорок два человека. Представляю, как нелегко пришлось моей первой учительнице Анне Петровне Степиной – прекрасному педагогу. Мы стали ее последними учениками. Она учила нас три года. А уже в четвертом классе к нам пришла Нина Николаевна Федотова – тоже замечательный учитель. Училась я хорошо, с большим желанием. Появилось много друзей. До сих пор вспоминаю, как после школы мы играли в «казаки-разбойники», в догонялки. При этом успевали и по дому помогать родителям, которые с младых лет нас приучали к труду; и домашнее задание выполнять. Так что о детстве у меня – самые лучшие воспоминания.
– Когда пришла мысль стать учителем?
– Об этой профессии мечтала с детства. Потому что моя мама была учительницей начальных классов в сельской школе. И у меня никогда не стоял вопрос, кем я хочу быть. Всегда любила в школу играть. После уроков с одноклассниками оставались и просили учительницу помочь ей проверять тетради.
– И после школы Вы поступили…
– …в Новозыбковское педагогическое училище. На четвертом курсе проходила практику здесь, и завуч Раиса Ивановна Иванова сказала о том, что хочет видеть меня в этой школе. Поэтому, после получения диплома, прислали письмо с просьбой направить меня сюда. Работала с удовольствием. Параллельно закончила педагогический институт. И уже более 40 лет отдано любимому делу.
– Вы впервые пришли на урок к школьникам младших классов в конце XX века. Есть ли отличие детей минувших лет от учеников XXI века?
– Сегодняшние дети более открытые, раскованные, они могут отстаивать свое мнение, не подавляют его в себе. Если им что-то не нравится, будут спорить, «Дамоклова меча” учителя над ними нет. Они задают вопросы, которые раньше дети бы не задали. С другой стороны, прогресс и цифровизация влияют на то, что школьники стали мало читать, у них хуже происходит развитие речи, им сложнее выразить свои мысли, чаще мыслят конкретно, а не абстрактно. Но это не значит, что они стали хуже. У них тоже, как и у их предшественников из XX века, очень много хороших качеств.
– Чему Вы научились у своих учеников?
– Когда работаешь с маленькими детьми, постоянно окунаешься в детство. Иногда ребята приносят книги новых авторов, мне ранее не знакомых, и я у них беру их почитать. Стараюсь от них не отставать. Мне интересно, чем они дышат, чем интересуются, я стремлюсь за ними подтянуться.
– Есть ли различие в воспитании школьников и своих собственных детей?
– Я, наверное, мама достаточно строгая, потому что работа в школе постоянно держит в тонусе. У нас папа всегда мягче, менее требовательный, нежели я. Ну и потом, это зависит от ребенка. К сыну я всегда более строго подходила, а с дочкой не было никаких проблем за все одиннадцать лет учебы. То, что я учитель, мне помогает дома во многом, потому что уже знаешь к кому и какой подход нужно иметь. Также происходит и с моими учениками. Всё взаимосвязано, на мой взгляд.
– Анна Михайловна, давайте представим, если бы Вы лично встретились с министром образования, о чем бы, в первую очередь, его попросили, с чем обратились?
– Я бы его попросила прислушиваться к мнению практикующих учителей по составлению учебных программ. Потому что настолько наслоение происходит. К примеру, я сижу в своем классе на уроке английского, учитель вводит понятие времени. А на уроке по русскому языку я их еще с этим не знакомила, мы изучаем это по программе значительно позже. И эта нестыковка влияет на результат. Считаю, прежде чем вводить то или иное понятие на иностранном языке, ребята должны знать по-русски: что это такое, от чего им оттолкнуться. У них в глазах непонимание: о чем идет речь?
Я считаю, что если ввели иностранный язык со второго класса, то начинали бы с разговорной речи, чтобы дети нарабатывали лексику. У них растерянность и рассеянность. Да и родители жалуются. Очень сложная программа по иностранному языку. Поэтому я бы попросила министра прислушиваться к таким вещам, к мнению учителей-практиков. А так складывается впечатление и ощущение, что те, кто составляет программы, в школе не работали.
И еще… Учебники стали худшего качества, правила написаны «тяжелым языком», громоздким, пока ребенок доберется до сути, он вообще теряет смысл написанного правила. Всё приходится переводить с русского на русский язык, чтобы было понятно.
– Помимо школы, чем наполнена жизнь, что греет душу? В чем находите утешение и поддержку?
– В православном храме. Однозначно. А еще у меня много добрых увлечений. Я очень люблю цветы разводить, овощи сажать. Любовь к земле досталась от моих родителей. А вообще, я много чего люблю. Читать люблю. Музыку слушать…
– Если бы снова пришлось выбирать профессию, решили бы стать учителем?
– Я думаю, что да. И хотя мы иногда сетуем, но без школы уже своей жизни не представляем. Потому что каждый день открываешь что-то новое, впечатляющее, ученики – они же непредсказуемые. С ними так интересно! Приходят на уроки, и я уже вижу по их реакции: чем-то взволнованы. Оказывается, обеспокоены вчерашней телепередачей. Переживают, возмущаются, когда смотрят сюжеты о брошенных детях, о жестокости взрослых. Вместе с ними начинаем обсуждать. Зерно у наших детей очень хорошее, они – чистые души. Жаль, что телевидение зачастую вредит детству. А потом жалуются, что плохое поколение растет…
…Расставаясь с юбиляршей, мы затронули тему о её коллегах, которые светло отзываются о педагоге Завальнюк, как о человеке невероятно творческом, инициативном. Перед интервью Валентина Михайловна Ландарская, например, поделилась, как до сих пор хранит в душе один из открытых уроков Анны Михайловны на тему православия и доброты, который считает “уроком учительского шедевра от педагога Завальнюк”.
А на ВОПРОС журналиста, как работается в коллективе, Анна Михайловна с теплотой и воодушевлением ответила:
– Мне очень повезло, я благодарна Богу и судьбе за то, что работаю в дружном, слаженном коллективе учителей. Что бы ни случилось, мы, как одна семья, очень сроднились за эти годы. Если радость у кого-то – у всех радость, беда пришла – значит, у всех беда. Мой коллектив это то, кем можно дорожить, гордиться и ценить. Спасибо моим дорогим коллегам за родство наших душ!
Интервью взяла Надежда ЮДИНА
Фото автора
Со столь значимым событием новоселов поздравил Александр Богомаз. Сегодняшний праздник ...
Будущие следователи будут обучаться в них. Для Брянской области это большое достижение, честь ...
18 декабря два профильных кадетских класса Следственного комитета Российской Федерации ...
Как сообщает корреспондент «Брянской губернии», командир добровольческого подразделения ...
Щекатуров Михаил Вячеславович – депутат Фокинского городского совета народных депутатов. Отец ...
В Дятьковской центральной библиотеке прошла презентация сборника поэзии Татьяна Артамоновой ...