Кроме того, у нас в «Кветуни» есть фехтовальная секция, мечевой бой, которые помогают знакомиться с историей Средневековья. Там возрастной порог – 7 лет, но мы думаем, его опустить немного. Секция — это и спорт, и развитие каких-то полезных навыков, для ребенка это дополнительная возможность окунуться в целую эпоху. Реконструкция – это же отсыл к традициям. Мы учим детей уважать женщин, защищать свою семью. Закладываем в ребят определенное мужское зерно. Любые занятия воинским искусством развивают стратегическое мышление.
В «Кветуни» много и девушек. Кто-то из них на показательных выступлениях выступает в роли медсестры, кто-то снайпер, кто-то выполняет свою миссию в подразделении связистов. Они занимаются и фехтованием, и стреляют из лука.
ТАЛАНТАМ НУЖНО ПОМОГАТЬ.
Бизнесмены считают круто содержать футбольную, хоккейную команду. Но есть уже ряд примеров, когда предприниматели вкладывают свои средства и в развитие исторических зон. Показательный опыт шведского предпринимателя, ресторатора. Он владел несколькими ресторанами в Швеции, потом заинтересовался эпохой викингов. Был в каком-то музее, связанном с этой темой, и ему показался он очень скучным, сказал, что там нет жизни. В итоге, богатейший человек продал свою сеть ресторанов и открыл несколько деревень викингов, где сейчас кипит жизнь, где каждый месяц проводятся исторические фестивали. Для России это тоже должно стать национальной идеей. В Чувашии, к примеру, в Удмуртии реализованы подобные проекты, которые подчеркивают красоту финно-угорского времени. Почему в Центральной России не используется такой опыт? Для меня это загадка. Тем более, в Брянской области есть что показать. Так у нас есть уникальная территория вблизи Стародуба, где происходило единственное сражение в России времен Северной войны, когда наши русские войска разбили шведов, потом все действия уже велись в Прибалтике и Украине, а стародубская земля – это единственное в своем роде у нас такое место. Почему не поднимается эта тема? Не знаю. Власть просто обязана взять эту идею на вооружение.
В проекты «Кветуни» мы сами много вкладываемся. Так, чтобы одеть одного красноармейца, нужно потратить тысяч 20-25, это не считая оружия. Экипировка немецкого солдата стоит в несколько раз дороже. Но смысл реконструкции, конечно, не заключается только в том, чтобы переодеться в форму, она больше нужна для показательных выступлений на каких-то фестивалях. Когда к нам приходят люди, мы сразу говорим, что это сложно. Это вложения, это время – самый драгоценный ресурс.
Помогает нам также БГТУ, университет дает нам техническую базу. ДОСААФ России поддерживает в организации площадок. Мы плотно со всеми стараемся взаимодействовать. Часто бываем в школах.
В ближайшем будущем хотелось бы создать какой-то центр исторической реконструкции. Идеальна была бы площадка недалеко от города, где можно было бы возводить строения разных эпох, приезжать, проводить там время, вести быт. Не стоит это воспринимать как бизнес-проект, здесь больше социальная воспитательная образовательная функция.
Историей сейчас, действительно, интересуются. Заминка была в период кризиса, потому что человек думал только о том, как бы выжить. В современной России, когда все благополучно, интерес к истории, к реконструкции растет.
Для государства это должно быть основной темой – военно-патриотическое воспитание, так как оно отвечает за то, что хочет увидеть в дальнейшем.
О ЛИЧНОМ.
Реконструкцией я продолжаю деятельность своих предков и хочу, чтобы и мой сын все это понял.
Мой дед Николай Фроликов был партизаном, подпольщиком. В 16 лет он вступил в Клетнянскую партизанскую бригаду, после освобождения Брянщины пошел по возрасту в ряды Красной Армии, закончил войну в Пруссии, в Кенигсберге. Отличился при форсировании рек Шпрея, был минометчиком. При форсировании реки Шпрее несколько раз возвращался с боеприпасами для своего расчета под обстрелом противника. Ему был 21 год и это очень большое преодоление самого себя, я считаю. Я, к примеру, читал много военно-исторических книг. И там рассказывают ветераны, что в первых боях они даже не видели в кого стреляли, просто стреляли и все, не прицеливаясь, противника они не видели. Так говорили 85-90% солдат. И, участвуя в фестивалях, я это тоже ощутил сам на себе, мозг отказывается понимать и воспринимать эту стрельбу. Другой дед вместе со своим подразделением удерживал плацдарм на Днепре. Это для меня что-то колоссальное, когда я читаю, как они себя контролировали, не паниковали в тяжелейшие моменты, не убегали.
Есть фраза Рождественского «Это нужно не павшим, это нужно живым». История моих дедов живет во мне и я в реконструкции пытаюсь повторить их судьбу, если можно так сказать.
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО?
Историческая реконструкция начинается для детей не с того, что мы им даем в руки стальной меч и говорим «иди, руби». Это, прежде всего, знакомство с этикой поведения, это уважение противника, семейные ценности. Любые воинские системы — это уважение, дисциплина, субординация. Реконструкция – это большое поле для интеллектуальной деятельности, не даром же, самыми знающими раньше считались воины. Ребята, которые занимаются реконструкцией войны, ведут и научную деятельность часто. К примеру, в том году они участвовали в поисковых работах на Ржевском выступе и там была интересная находка — кираса саперов. Это по сути вариант бронежилета, которым пользовались штурмовые саперные подразделения, чтобы в ближнем бою уберечься от пуль и осколков. Она, в принципе, в нормальном состоянии, нужно только немного обновить, но мы уже сделали копии и будем использовать кирасу как раз 17 сентября.
В реконструкции, конечно, присутствуют фантазия и творчество, но больше это научный подход. Есть разные источники: письменные, изобразительные, археологические, которые мы используем. Реконструкция – это, по сути, физическое воплощение истории, ее прикладное направление.
РЕКОНСТРУКЦИЯ В ДЕНЬ ГОРОДА.
Будет парад военной техники, парад реконструкторов в форме военных лет и ближе к вечеру заработают интерактивные площадки на Старом аэропорту: партизанский лагерь, инженерная разведка, саперы. Завершит это все бой за освобождение Брянска с использованием техники как советской, так и Вермахта, с использованием пиротехнических средств, чтобы зрители поняли хотя бы немного, насколько это все было опасно и смогли погрузиться в ту эпоху, когда наши деды и прадеды всеми силами преодолевали серьезное сопротивление врага. Конечно, нам современным людям очень сложно представить, что они прошли и реконструкция – это возможность для живых установить связь с тем поколением победителей, которое, к сожалению, уже уходит. 200 человек будет задействовано в реконструкции. Это люди из Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда, Смоленска, Орла, Курска, Воронежа, должны быть участники из Гомеля. Отдельные города специализируются на чем-то конкретном. Мы, к примеру (имеется ввиду «Кветунь»), показываем инженерную разведку, есть клубы, которые реконструируют пехотную часть, есть люди, реконструирующие артиллеристов, отдельные клубы, реконструирующие Вермахт. Что касается последних, то хочу особо отметить, что их ни в коем случае за это нельзя осуждать, это история, уже, в какой-то степени, ставшая культурой, они такие же патриоты как и мы, на самом деле.
Из «Кветуни» будут участвовать 6 человек, это наш костяк. Готовим военные палатки, образцы вооружений, такие как винтовки Мосина, ППШ, Дегтярева, все то, чем воевали наши солдаты. Будет фотозона, зрители смогут подойти к реконструкторам и все потрогать своими руками. Ростелеком поможет привезти рации того времени. Все это очень захватывающе. К примеру, нечто подобное мы делали 18 августа в Жиздре на фестивале и количество зрителей там превысило 8 тысяч человек. Из нашего города даже приезжали туда люди специально, чтобы посмотреть баталии. Я думаю, в Брянске будет даже лучше.
Сценаристом мероприятия выступает реконструктор из Санкт-Петербурга, который был также основным консультантом фильма «28 панфиловцев». Это большой эксперт и определенная величина в области реконструкции Великой Отечественной войны
подробности на сайте РИА «Стрела»